Резолютивная часть решения оглашена "12" марта 2018 года. В полном объеме решение изготовлено "15" марта 2018 года.
в присутствии до объявленного перерыва: представителя заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" /___./ (паспорт, доверенность), представителя уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области /___./ (удостоверение, доверенность), представителей ООО "ЗдравМедСервис" /___./. (паспорт, решение), /___./ (паспорт, доверенность), в присутствии после объявленного перерыва: представителя заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" /___./ (паспорт, доверенность), представителя уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области /___./ (удостоверение, доверенность), представителя ООО "ЗдравМедСервис" /___./ (паспорт, решение), рассмотрев жалобу N40-03з/2018 ООО "ЗдравМедСервис" по существу, установила: |
01.03.2018 г. в адрес Калужского УФАС Россиипоступила жалоба ООО "ЗдравМедСервис" на положения аукционной документации заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137200001218000108), предметом которого является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запчастей.
ООО "ЗдравМедСервис" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению количества участников аукциона, в связи с неправомерным объединением Заказчиком в один лот медицинского оборудования, указанного в Техническом задании.
Заказчиком - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "ЗдравМедСервис", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 02.02.2018 г. (с последующими изменениями от 15.02.2018 г.) в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение 0137200001218000108 о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запчастей (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляет 37 718 673, 33 рублей.
Заказчиком по указанному Аукциону выступало - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер".
Извещением о проведении Аукциона также установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, а именно: 05.03.2018 11:00.
2. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "ЗдравМедСервис", Заказчик в разделе II документации об аукционе "Техническое задание. Перечень медицинского оборудования для технического обслуживания" для технического обслуживания заявил следующее оборудование, а именно:
N п/п |
Наименование оборудования, аппаратов, приборов (тип, марка, модель) |
Год выпуска (ввода в эксплуатацию) |
Кол-во (шт.) |
1 |
Высокоэнергетический ускоритель VаrianClinac CD с системой 3-х мерного дозиметрического планирования и информационного управления |
12.04.2010 |
1 шт. |
2 |
Аппарат рентгенотерапевтический для близфокусной лучевой терапии Т-160 |
28.03.2013 |
1 шт. |
3 |
Аппарат гамма-терапевтический контактного облучения "MultiSource HDR" |
25.01.2010 |
1 шт. |
4 |
Аппарат гамма-терапевтический для дистанционной лучевой терапии Theratron |
25.01.2010 |
1 шт. |
5 |
Компьютерный томограф Aquilion LB 16 срезов Toshiba с широкой апертурой гентри |
25.01.2010 |
1 шт. |
6 |
Ангиографическая установка Innova IGS GE |
03.12.2015 |
1 шт. |
7 |
Ангиографическая установка ANGIO XL |
01.07.2015 |
1 шт. |
8 |
КомпьютерныйтомографSomatomDefenition AS Siemens |
28.01.2016 |
1 шт. |
9 |
Магнитно-резонансый томограф MagntomSkyraSiemens с климатической системой |
01.04.2016 |
1 шт. |
10 |
Система комбинированная однофотонной эмиссионной и рентгеновской компьютерной томографии Symbia T2 Siemens |
25.01.2010 |
1 шт. |
В пункте 22.1 Раздела I "Информационная карта заявки на участие в электронном аукционе" документации электронного аукциона к участникам закупки предъявлены следующие требования:
- Копия действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, в части технического обслуживания медицинской техники;
- Копия действующей лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности в области использования атомной энергии (эксплуатацию радиационных источников);
- Копия действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности.
Вместе с тем, в своей жалобе Заявитель отмечает, что для технического обслуживания медицинского оборудования по пунктам 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9 Технического задания не требуется наличие лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационных источников в части выполнения работ и оказания услуг в области использования атомной энергии. Данная лицензия, как указывает Заявитель, требуется только по пунктам 3, 4, 10 Технического задания.
Таким образом, Заявитель полагает, что Заказчик, объединив в один лот медицинское оборудование, указанное в Техническом задании, существенно ограничил круг участников закупки и, как следствие, нарушил принцип добросовестной конкуренции, поскольку предоставил преимущественное участие исключительно участникам закупки с наличием действующей лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационных источников в части выполнения работ и оказания услуг в области использования атомной энергии.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не определены требования к порядку формирования лотов.
Законодательство о контрактной системе не запрещает Заказчику самостоятельно определять предмет закупки и его состав в соответствии со своей потребностью в том или ином товаре.
Таким образом, само по себе размещение заказа на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запчастей не может рассматриваться как нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в отсутствие законодательного запрета на такое объединение, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности использования источников финансирования.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на волю Заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Согласно пояснениям представителя заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" при проведении оспариваемого аукциона потребностью заказчика является комплексное техническое обслуживание медицинского оборудования с заменой запчастей.
ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" в соответствии со своим Уставом оказывает высококвалифицированную специализированную, в том числе высокотехнологичную консультативно-диагностическую и лечебно-профилактическую помощь населению, страдающему онкологическими и предопухолевыми заболеваниями в амбулаторных, стационарных и стационарозаменяющих условиях с применением эффективных медицинских технологий и соблюдением диспансерных принципов в работе с онкологическими больными.
Весь перечень оборудования, приведенный в аукционной документации, задействован в медицинском процессе при оказании специализированной помощи.
Функциональная и технологическая связь медицинского оборудования, включенного в состав лота, обусловлена спецификой деятельности диспансера, оказывающего медицинские услуги населению.
Функциональная взаимосвязь обусловлена в использовании оборудования в лечебном процессе.
Технологическая связь обусловлена в использовании части оборудования в диагностическом процессе, другой части оборудования в лечебном процессе основываясь ка диагностических данных.
Каждая единица медицинского оборудования оснащена своим программным обеспечением (при производстве), но при этом интегрирована в общую диспансерную локальную сеть через другое программное обеспечение, а также все подключены к системе PACS.
PACS (англ. Picture Archiving and Communication System) - системы передачи и архивации DICOM изображений, предполагают создание специальных удаленных архивов на DICOM Server-ax, где весьма объемный архив может длительное время существовать в "горячем" виде и быть быстро доступным для поиска и просмотра интересующей информации по DICOM сети.
Такое подключение медицинского оборудования позволяет работать диспансеру в условиях телемедицины, т.е. с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией. Причем такой обмен производится как внутри учреждения, так и межучережденческих условиях.
Действия диспансера по проведению аукциона на оказание услуг по комплексному техническому облуживанию, направлены на отбор исполнителя, способного обеспечить непрерывную работоспособность всего указанного в перечне оборудования, что в свою очередь позволит обеспечить непрерывность и эффективность медицинского процесса.
Потенциальный исполнитель должен не только ремонтировать оборудование, но и обеспечивать его совместное взаимодействие в условиях телемедицины.
Также представитель Заказчика пояснил, что действия заявителя жалобы направлены на разделение перечня оборудования, что в свою очередь повлечет к привлечению двух исполнителей, которые будут осуществлять ремонт оборудования. Но при этом исполнитель, у которого отсутствует лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационных источников, не сможет обеспечить совместное взаимодействие оборудования, на которое такая лицензия требуется, что может повлечь приостановку лечебного процесса, что недопустимо.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что Заказчиком в материалы дела был предоставлен государственный контракт на поставку медицинского оборудования для нужд ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер", в соответствии с которым приобреталась система радиотерапевтическая. Из вышеуказанного государственного контракта следует, что в ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" существует технологическая взаимосвязь медицинского оборудования.
Также, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 1.2 Проекта контракта аукционной документации установлено, что все услуги по настоящему Контракту, представляют собой единый технологический процесс и включают в себя следующие виды услуг: контроль технического состояния (КТС), комплексное техническое обслуживание (КТО), текущий ремонт (ТР) и метрологическую подготовку изделий медицинской техники к госпроверке.
В дополнительных пояснениях представитель Заказчика отметил, что в перечне работ по техническому обслуживанию аппарата гамма-терапевтический контактного облучения "MultiSource HDR" указываются следующие работы:
- обновление программного обеспечения аппарата;
- импорт файлов через стандарт DICOM 3.0 со сканера снимков;
- импорт и экспорт через стандарт DICOMRT;
- быстрое ручное построение контуров анатомических структур по сериям изображений МРТ, КТ и УЗИ;
- полная встроенная библиотека аппликаторов, выбор любого аппликатора путем перетаскивания, нанесение аппликатора на КТ/МР снимки. Заказчик отмечает, что выполнение указанных работ подразумевает нахождение указанного аппарата в информационно-управляющей системе диспансера.
Аналогичные доводы представитель Заказчика указывает по отношению к техническому обслуживанию аппарата гамма-терапевтического для дистанционной лучевой терапии Theratron, а также к техническому обслуживанию компьютерного томографа Aquilion LB 16 срезов Toshiba с широкой апертурой гентри.
Также, на рассмотрение жалобы представителем Заказчика были представлены коммерческие предложения, полученные Заказчиком с целью изучения рынка при обосновании начальной максимальной цены контракта от трех потенциальных исполнителей, предлагающих услуги в соответствии с Техническим заданием документации об аукционе.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 4 заявки, 3 из которых вышли на аукцион, что свидетельствует о возможности оказания услуг в соответствии с требованиями документации и об отсутствии ограничения конкуренции.
Таким образом, доводы жалобы о наличии в документации об аукционе информации, влекущей за собой ограничение количества участников закупки, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО "ЗдравМедСервис" и об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0137200001218000108), предметом которого является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запчастей.
4. В поданной жалобе ООО "ЗдравМедСервис" указывает на нарушения ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрение и оценка указанных доводов не может быть осуществлена в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В связи с чем, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса на предмет наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЗдравМедСервис" необоснованной.
2. Передать материалы жалобы ООО "ЗдравМедСервис" уполномоченному должностному лицу для рассмотрения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 12 марта 2018 г. N 40-03з/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2018