Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5250-ЭП/18 от 01.03.2018)на действия Заказчика при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на изготовление ипоставкумебели библиотечнойдля обеспечения нужд СПб ГБУК "МЦБС им. М.Ю. Лермонтова" в 2018 году(извещение номер 0372200269418000007) (далее - аукцион), а такжев результате проведения внеплановойпроверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки приопределении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.02.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200269418000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 710 840 ,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные, по его мнению, действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного Законом о контрактной системе порядка описания объекта закупки, а также в отсутствии с документации положений об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком, аукционной комиссией документами и сведениями, заслушав пояснения представителей Заказчика, приходит к следующим выводам.
1. Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающейпромышленности, происходящих из иностранных государств,в отношении которых устанавливается запрет на допускдля целей осуществления закупок для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд" содержит, в том числе, следующие товары: Мебель металлическая для офисов (ОК 034-2014 31.01.11), Мебель деревянная для офисов(ОК 034-2014 31.01.12).
Из содержания п. 1.1. части II"Техническое задание" документации об аукционе, а также проекту контракта, являющемуся неотъемлемой частью документации, следует, что предметом рассматриваемого аукциона относится к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 31.09.99.216 - "Услуги по изготовлению встроенной мебели по индивидуальному заказу населения".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что предметом рассматриваемого аукциона является изготовление мебели на заказ, а не поставка готовой продукции. Содержащиеся же в извещении ссылки на ОКДП, указаны ошибочно.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, поскольку в рассматриваемом случае, поставка товаров,входящих в предмет закупки, не включена в Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик должен использовать, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системестандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара,в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны,не ограничить количество участников закупки.
Требования, установленные Заказчиком к закупаемому товару, содержатся в части IIдокументации об аукционе "Техническое задание".
В документации установлены следующие показатели: "Предел прочности при растяжении перпендикулярно к пласти плиты", "Предел прочности при изгибе", "Модуль упругости при изгибе" (попозициям 1, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14), "Модуль упругости" (по позициям 5, 3, 4).
Требования к значениям указанных показателей установлены посредством указания их максимального и минимального значения, напр. "Предел прочности при растяжении перпендикулярно к пласти плиты, Мпа,для толщины полок, мм: минимальное значение 0,25 максимальное значение 0,30".
В жалобе Заявитель полагает, что установленное Заказчиком требование к максимальному значению показателя не соответствует требованиям ГОСТ 10632-2014, который предусматривает требования к минимальному значению предела прочности. Кроме того, Заявитель указывает на то, что часть характеристик закупаемых товаров могут быть известны участнику закупки только по результатам испытаний, что делает затруднительным подачу заявки.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционеи ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании требований к указанным товарам. Скопированные в жалобу положения документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации об аукционе и инструкции по заполнению первой части заявки. Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что установленные Заказчиком требования к показателю предел прочности в отношении товарных позиций, поименованных в жалобе, не противоречат требованиям ГОСТ, а лишь уточняют требования к товару, исходя из потребностей Заказчика.
Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в документации об аукционе,не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.
В связи с указанным, довод Заявителя в указанной части признан необоснованным.
3. По позициям 2, 3, 7 таблицы (п. 3.2 "Технические характеристики, размеры и количество") Заказчиком установлен показатель "предел прочности".
В соответствии с ГОСТ 10632-2014 "Плиты древесно-стружечные. Технические условия", устанавливаются два разных вида показателей - "предел прочности при изгибе" и"предел прочности при растяжении перпендикулярно к пласти плиты", соответственно к их значениямустановлены разные требования. Вместе с тем, при описании объекта закупки в отношении вышеприведенных товарных позиций, Заказчиком не учтено данное положение ГОСТ.
Кроме того, установленный Заказчиком в отношении товарных позиций 5, 6, 13 показатель "Модуль прочности приизгибе" действующим ГОСТ не предусмотрен.
В отношении товарных позиций 2, 3, 4, 7 Заказчиком установлено требования о том, что полиуретановые материалы должны быть сертифицированы по строгому европейскомустандарту, относящемуся к безопасности игрушек.
Вместе с тем, указанные требования не предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона оконтрактной системе.
4. В отношении товарных позиций 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Заказчиком установлено следующее требование: "Перед началом изготовления необходимо согласовать цветовые решения и техническиечертежи", "Передние углы столешницы могут быть закруглены (согласовывается с заказчиком)".
Анализ вышеприведенных положений документации свидетельствует о том, что Заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не определены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям Заказчика.
5. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Николаева Льва Алексеевичачастично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33,ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБУК "Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова"
Литейный пр., д. 17-19,
Санкт-Петербург, 191028
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
ИП Николаев Лев Алексеевич
пр. Обуховской Обороны, д. 219,пом. 6, Санкт-Петербург, 199078
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1103/18
12.03.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)на основании своего решения по делу
N 44-1103/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБУК "Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова" и его аукционной комиссии устранить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200269418000007;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200269418000007 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372200269418000007 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срокдо 20.04.2018.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе,в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участиев аукционе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание.В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 марта 2018 г. N 44-1103/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2018