Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Сахаровой В.Д. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителя от заказчика - Вдовина Е.А., от уполномоченного учреждения - Баженовой О.В., от заявителя - Картухина А.А., рассмотрев жалобу - ООО "Пест Контроль Сахалин" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона по объекту: ""Оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений Административного здания "Дом Правосудия" и арендуемых площадей ОГКУ "Учреждением по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области" с использованием экологически безопасных препаратов" (извещение N 0361200015018000470) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного учреждения при проведении аукциона.
По мнению Общества, требование о наличии лицензии на проведение работ по дезинсекции и дератизации противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик и Уполномоченное учреждение не согласились с доводами Заявителя, а также представил устные и письменные возражения.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
19.02.2018 12:13 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении аукциона.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.03.2018 N0361200015018000470-1 по окончании срока подачи заявок подано 2 (две) заявки от участников закупки.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 05.03.2018 аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из участников не подал предложение о цене контракта.
На момент принятия настоящего решения рассмотрение вторых частей заявок не состоялось.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе гласит, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 13 Информационной карты аукционной документации к участнику закупки установлено требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие лицензии на медицинскую деятельность, выданной в соответствии с законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" в лицензии должен быть указан конкретный вид медицинской деятельности: - дезинфектология.
В п. 13 Информационной карты аукционной документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе копию действующей лицензии на право осуществления медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" в лицензии должен быть указан конкретный вид медицинской деятельности: - дезинфектология.
Однако Заявитель не согласен с наличием таких требований, считая, что дезинфектология не связан с предметом закупки, то есть с работами по дезинсекции и дератизации, следовательно, требование о наличии лицензии является незаконным.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав положения действующего законодательства, аукционной документации, а также фактические обстоятельства дела пришла к выводу, что требование о наличие лицензии по дезинфектологии не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в частности Закону о контрактной системе.
Основываясь на толковании положений Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан, Закон N 323-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон N 52-ФЗ), а также Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2012 (далее - Положение о лицензировании) установлено следующее.
В соответствии со ст. 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1 ст. 29 Закона N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно п. 46 ст. 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу п. 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Учитывая изложенное деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
Кроме того на участие в аукционе подано две заявки, что свидетельствует об отсутствии необоснованного ограничения количества участников закупки, а также ограничения конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу - ООО "Пест Контроль Сахалин" на положения аукционной документации, утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" при проведении электронного аукциона по объекту: ""Оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений Административного здания "Дом Правосудия" и арендуемых площадей ОГКУ "Учреждением по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области" с использованием экологически безопасных препаратов" (извещение N 0361200015018000470) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
Н.А. Казанов
В.Д. Сахарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 марта 2018 г. N 34/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2018