Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "МЕДОРТОПЕДИКА" на действия ФГБУ "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр" Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона N0310100005918000016 на поставку стентов для коронарных артерий (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
21 февраля 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МЕДОРТОПЕДИКА" (далее - Заявитель) о нарушении государственным заказчиком - ФГБУ "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр" Министерства здравоохранения РФ (далее - ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ, Заказчик) Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В жалобе указал, что:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заявитель полагает, что в государственном реестре медицинских изделий зарегистрировано только одно медицинское изделие соответствующее требованиям Заказчики (позиция 2 Технического задания): стент внутрисосудистый NeхGen производства "MerilLife Sciences Private Limited", страна происхождении Индия (Регистрационное удостоверение ФСЗ 2010/07631), то есть требования указывают на конкретное медицинское изделие. Заявитель также указал, что Заказчиком установлено множество специфических технических характеристик медицинского изделия, которые им не обоснованы, что приводит к ограничению количества участников такого аукциона.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статья 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заказчик не установил требования о предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие в документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе. При этом Заявитель указал, что Федеральным законом от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан и Российской Федерации" и Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 г. N1416, не предусмотрена обязанность сопровождать товар копией регистрационного удостоверения.
Следовательно, по мнению Заявителя, в аукционной документации необходимо устанавливать требование о наличии указанного удостоверения на медицинское изделие, несмотря на то, что проект контракта устанавливает требование к его предоставлению при поставке товара.
3. В документации об аукционе нарушен порядок применения Приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года N155 (далее - Приказ), так как, согласно указанного документа, в контракте рекомендуется указывать страну происхождения товара, на основании сведений, содержащихся в заявке участника и в последствии не допускается изменение страны происхождения данных товаров. Однако, Проект контракта не содержит условий о невозможности замены товара в случае применении преференций установленных указанным выше приказом.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ указало, что:
1. Заказчик имеет исключительное право при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку Заказчик является социально значимым объектом, и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товаров, являющихся объектом закупки.
Описание объекта закупки сформулировано надлежащим образом и не содержит противоречий. Описание объекта закупки носит объективный характер. Описание объекта закупки направлено на максимально полное соответствие потребностям Заказчика.
Вывод Заявителя о соответствии спецификации продукции единственного производителя ничем не подтверждён. Тогда как, Техническому заданию помимо стента внутрисосудистого NexGen, "Meril Life Sciences Private Limited" соответствует также Стент компании multimedics под названием M'Sure-Cr.
Таким образом, спецификация составлена с учетом действующих норм Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2017 года N145, и не приводит к ограничению количества участников такого аукциона.
2. В подпункте 4 пункта 20 Части I - Информационная карта аукциона содержатся требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, Заказчиком в полной мере соблюдено требование законодательства о предоставлении регистрационных удостоверений.
3. В подпункте 2 пункта 20 Части I - Информационная карта аукциона содержатся требования к составу первой части заявки, а именно, о необходимости предоставления сведений о стране происхождения товара. Кроме того, Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе п. 8 установлено, что согласно условий допуска товаров, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подтверждением страны происхождения товаров, является декларация участника закупки. Участник аукциона должен указывать (декларировать) в заявке на участие в аукционе страну происхождения поставляемого товара. Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе несет участник закупки.
Также в приложении 2 к договору "Технические требования" указывается страна происхождения товара в соответствии с заявкой Заявителя, в соответствии с пунктом 10 указанного Приказа. Пункт 17.1. "Во всем, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации" можно трактовать также и для применения преференций установленных Приказом N155.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 13 февраля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ разместило извещение о проведении электронного аукциона N0310100005918000016 на поставку стентов для коронарных артерий (далее - Извещение) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 02 февраля 2018 года начальником отдела закупок ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ (далее - Аукционная документация).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Согласно пункту 2 Информационной карты Аукционной документации, описание объекта закупки установлено в части II Аукционной документации - Техническом задании. Техническим заданием Аукционной документации установлено, что объектом закупки являются стенты для коронарных артерий металлические непокрытые двух видов:
- Стерильное нерассасывающееся трубчатое изделие [непокрытый металлический стент], предназначенное для имплантации в коронарную артерию или трансплантат из подкожной вены сердца для поддержания полостной проходимости сосуда и увеличения диаметра просвета обычно у пациентов с симптоматической атеросклеротической болезнью сердца. Изделие доставляется к месту имплантации с помощью баллонного катетера, который вызывает расширение изделия при раздувании баллон. Изготовлено из кобальт-хрома (Co-Cr). Модулярный дизайн стента -соединение отдельных коронообразных замкнутых модулей с помошью точечной лазерной спайки. Дизайн ячейки стента- полуоткрытый. Превышение длины баллона над длиной стента не более 1 мм. Толщина балок 0.0036". Рекоил 3,50%. Увеличенная проксимальная "подушка" доставляющего баллона предотвращающая дислокацию стента. Номинальное давление раскрытия 9 атм. Давление разрыва (RBP) 16 атм (14 атм для стента 4.50 мм). Наличие полного спектра диаметров стентов 2.25 - 4.5 мм. Длина стента 8; 12; 14; 18; 24 мм (для диаметров 2.25-2.75 мм). Длина стента 9; 12; 15; 18; 24; 30 мм (для диаметров 3.00-4.50 мм). Совместимость с проводниковым катетером 5 F (0.056");
- Стерильное нерассасывающееся трубчатое изделие [непокрытый металлический стент], предназначенное для имплантации в коронарную артерию или трансплантат из подкожной вены сердца для поддержания полостной проходимости сосуда и увеличения диаметра просвета обычно у пациентов с симптоматической атеросклеротической болезнью сердца. Изделие доставляется к месту имплантации с помощью баллонного катетера, который вызывает расширение изделия при раздувании баллон. Изготовлено из кобальт-хрома (Co-Cr). сетчатую структуру или иметь разветвленную конструкцию (например, в форме Y-образной трубки). Толщина стенки: 65 м (0.065 мм/ 0.0026"). Дизайн ячеек гибридный с открытыми ячейками в центре. Соотношение стент/артерия 14%. Укорочение стента 0.29%. Рекойл не более 3%. Наличие двух платиновоиридиевых рентгеноконтрастных маркеров по краям стента. Поперечное сечение: от 0.036" до 0.047" для
2.5 - 4.5 мм соответственно. Номинальное давление: 9 ATM. Расчётное давление на разрыва: 16 атм (14 атм для стентов
3.5 мм и длиной > 35 мм,
4.0 мм и длиной > 30 мм и для стентов
4.5 мм вне зависимости от длины). Рекомендованный проводниковый катетер: 5F (0,056"/1.42 мм), Шафт: проксимальный/дистальный 1.9F/2.7F, Мах. рекомендованный проводник: 0.014". Длина катетера: 142 см. Размеры стента: диаметр 2.50; 2.75; 3.00; 3.50; 4.00; 4.50 мм. Длина 8; 13; 16; 19; 24; 29; 32; 37; 40 мм.
Заявитель не представил в материалы дела доказательства того, что техническое задание Аукционной документации ограничивает число участников Аукциона, в то же время, по сведениям, представленным заказчиком, указанному Техническому заданию помимо стента внутрисосудистого NexGen, "Meril Life Sciences Private Limited" соответствует как минимум стент компании multimedics "M'Sure-Cr".
То есть, Техническое задание Аукционной документации соответствует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статья 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. Пунктом 20 Информационной карты Аукционной документации, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию и составу заявки и инструкция по ее заполнению.
Подпунктом 4 пункта 20 Информационной карты Аукционной документации установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, которая, среди прочего, должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и в ней установлено требование о наличии указанного удостоверения на медицинское изделие, несмотря на то, что проект контракта устанавливает требование к его предоставлению при поставке товара.
3. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, определено, что в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено право федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливать условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ.
На основании части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, Министерством экономического развития России 25 марта 2014 года был принят Приказ N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 13 Приказа установлено, что при исполнении контракта на поставку товаров, в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 8 Приказа, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
В подпункте 2 пункта 20 Информационной карты Аукционной документации содержатся требования к составу первой части заявки, согласно которому заявка на участие в Аукционе, среди прочего должна содержать сведения о стране происхождения товара. Кроме того, пунктом 8 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено, что согласно условий допуска товаров, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155, подтверждением страны происхождения товаров, является декларация участника закупки. Участник аукциона должен указывать (декларировать) в заявке на участие в аукционе страну происхождения поставляемого товара. Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Также в приложении 2 к Проекту контакта - Технические требования, указывается страна происхождения товара в соответствии с заявкой Заявителя, в соответствии с пунктом 10 Приказа.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе, и если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
При этом, частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Однако, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, ни Аукционная документация, ни ее составляющая - проект контракта не содержат условия о том, что при исполнении контракта не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Действия должностного лица ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ, по вине которого утверждена аукционная документация с нарушением требований части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "МЕДОРТОПЕДИКА" на действия ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100005918000016 на поставку стентов для коронарных артерий.
2. Признать ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ нарушившим требования пункта 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. Выдать ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА53-03/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 28 февраля 2018 г. N А53-02/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2018