Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Олимп" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "Алагирская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО-Алания (далее - ГБУЗ "Алагирская ЦРБ",Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000318000031 на капитальный ремонт лечебного корпуса (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
21 февраля 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Алагирская ЦРБ" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как:
1. В Техническом задании Аукционной документации указано: плитка керамическая для полов (позиция 2): Водопоглощение - до 0,01%. Тогда как, ГОСТом 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия", соответствие которому требует заказчик, установлено что Водопоглощение, %, не более: для неглазурованных -3,5, для глазурованных -4,5.
2. В Техническом задании Аукционной документации указано: плитка керамическая для стен (позиция 3): Водопоглощение - до 3%. Тогда как, ГОСТом 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия", соответствие которому требует заказчик, установлено что Водопоглощение, %, не более: 16.
Тем самым Заявитель считает, что Заказчик вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие аукционной документации и соответствующему Стандарту значения показателей.
3. В Техническом задании Аукционной документации указано: Клей для напольного покрытия (позиция 40): "Клей должен быть специально предназначен для приклеивания покрытия, указанного в пункте 40 настоящей таблицы", то есть, по мнению Заявителя, требования Заказчика являются абсурдными и подобрать такой товар невозможно, так как клей не может быть предназначен для приклеивания клея.
4. В составе аукционной документации Заказчиком установлено, что работы должны выполняться организацией имеющей выписку из реестра членов СРО в соответствии с требованиями ст.55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N58.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, так как при проведении Аукциона в извещении и документации должны быть указаны следующие требования:
1) участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) участник аукциона - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов (выбрать подходящие):
а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии);
б) особо опасных, технических сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
в) объектов использования атомной энергии;
3) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
4) совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
5) во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
В проект контракта должно быть включено условие о том, что Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из него.
На рассмотрении дела ГБУЗ "Алагирская ЦРБ" указало, что признает жалобу обоснованной и указало, что Заказчиком будут внесены изменения и устранены нарушения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 06 февраля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение N0310200000318000031 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт лечебного корпуса (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 06.02.2018 г. ГБУЗ "Алагирская ЦРБ" (далее - Аукционная документация).
1. Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 (далее также - Постановление Правительства РФ N570) утверждены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечении других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N570:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.
В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако, в нарушение части 5 статьи 33, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, в Аукционной документации отсутствуют виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечении других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N570.
Действия должностного лица ГБУЗ "Алагирская ЦРБ", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 5 статьи 33 и части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Техническом задании Аукционной документации указано, что в ходе исполнения условий контракта, помимо прочего, необходимо использовать:
- Листы гипсоволокнистые влагостойкие: Соответствуют требованиям ГОСТ 6266-97 "Листы гипсокартонные. Технические условия".
Толщина - не менее 9,5 мм.
Группа горючести - не ниже Г1 по ГОСТ 30244-94.
Группа воспламеняемости - не ниже В3 по ГОСТ 30402-96.
Группа дымообразующей способности - не ниже Д1по ГОСТ 12.1.044-89.
Группа токсичности - не ниже Т1 по ГОСТ 12.1.044-89.
Разрушающая нагрузка для продольных образцов при испытании на прочность при изгибе - от 730 Н по ГОСТ 6266-97.;
- Клей плиточный: Влагостойкий, смесь цементная с минеральными заполнителями и полимерными модификаторами.
Насыпная плотность сухой смеси - до 1,5 кг/дм3.
Плотность растворной смеси - от 1,5 кг/дм3.
Температура применения от +50С до +300С.
Сползание плитки - до 0,1 мм.
Прочность на сжатие - до 10 МПа.
Аналогичные требования установлены Заказчиком по иным позициям на протяжении всего Технического задания Аукционной документации.
При этом, согласно подпункту 6.1 пункта 6 Аукционной документации, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным Аукционной документацией.
То есть, Заказчик в Аукционной документации установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иные показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что в свою очередь обязывает потенциальных участников Аукциона иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Аукционной документации подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивает доступ к участию в закупке и количество участников закупки.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ГБУЗ "Алагирская ЦРБ", выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников Аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно пункту 40 Технического задания Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать клей для напольного покрытия, со следующими характеристиками: клей для линолеума на акриловой основе, без запаха, нетоксичный. Клей должен быть специально предназначен для приклеивания покрытия, указанного в пункте 40 Технического задания, то есть для приклеивания напольного покрытия.
То есть, пункт 40 Технического задания Аукционной документации соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что поставщик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, сметнами и проектом контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта установлены в Техническом задании, приложенном к Аукционной документации. Работы необходимо выполнить в строгом соответствии с действующими ГОСТ, СНип и другими нормативными документами. Согласно Техническому заданию, используемые материалы должны соответствовать ГОСТам.
Так, согласно Техническому заданию, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
1) плитку керамическую для полов (позиция 2 Технического задания Аукционной документации): водопоглощение - до 0,01%.
Вместе с тем, ГОСТом 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия", соответствие которому требует заказчик, установлено что водопоглощение, %, должно содержать не более: для неглазурованных -3,5, для глазурованных -4,5.
То есть, в Техническом задании Аукционной документации установлены нестандартные показатели по водопоглощению плитки керамической. Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких нестандартных показателей качества Плитки керамической для полов.
Действия должностного лица ГБУЗ "Алагирская ЦРБ", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ;
2) плитку керамическую для стен (позиция 3 Технического задания Аукционной документации): водопоглощение - до 3%.
Вместе с тем, ГОСТом 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия", соответствие которому требует заказчик, установлено что водопоглощение, %, должно составлять не более: 16.
То есть, в Техническом задании Аукционной документации установлены нестандартные показатели по водопоглощению плитки керамической глазурованной. Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких нестандартных показателей качества Плитки керамической для стен.
Действия должностного лица ГБУЗ "Алагирская ЦРБ", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно части 1 статьи 64 и пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, аукционная документация должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренной частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 24 Информационной карты Аукционной документации, необходимо наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями ст. 55.8 и ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подтверждается выпиской из реестра членов СРО в соответствии с требованиями ст.55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58). Указанные требования не применяются в отношении участников закупки, в случае предусмотренном ч.2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении юридических лиц, указанных в п.п.1-4 ч. 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ согласно п.5.3. ч.5 аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) нндивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации.
То есть, для участия в Аукционе участнику необходимо представить в составе заявки выписку из реестра членов саморегулируемой организации.
Таким образом, требование, установленное в пункте 24 Информационной карты Аукционной документации, соответствует требованиям части 1 статьи 64 и пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
6.Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 3 статьи 450.1 ГК РФ, в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика включать в проект контракта условие о расторжении контракта в одностороннем порядке в случае исключения подрядчика из членства СРО.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Олимп" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "Алагирская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N0310200000318000031 на капитальный ремонт лечебного корпуса.
2. Признать в действиях ГБУЗ "Алагирская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N0310100001517000008 нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1и 2 части 1 и части 5 статьи 33, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также пункта 4 Правил.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА54-03/18 ГБУЗ "Алагирская ЦРБ" уже выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0310200000318000031, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 28 февраля 2018 г. N А55-03/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2018