Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии -- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район":
(доверенность N 762 от 27.02.2018),
в отсутствие представителей заявителя -(далее -.), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу на положения аукционной документации электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru номер 0108300014018000008 от 09.02.2018),
установила:
Администрацией муниципального образования "Звениговский муниципальный район" проводится электронный аукцион на приобретение жилого помещения (квартиры) (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru номер 0108300014018000008 от 09.02.2018).
В Марийское УФАС России поступила жалоба на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на приобретение жилого помещения (квартиры)размещены на официальном сайте 09.02.2018(код закупки 0108300014018000008).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru
Начальная максимальная цена контракта - 1 002 500 ,00 рублей.
1. По мнению заявителя. в аукционной документации заказчиком установлены неправомерно сроки разъяснений положений документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Законом о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 10 информационной карты (раздел II аукционной документации об электронном аукционе) указано, что срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 22 февраля 2018 года.
В пункте 9 информационной карты (раздел II аукционной документации об электронном аукционе) указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений указанной документации об электронном аукционе, а именно: с 09.02.2018 по 20.02.2018.
Следовательно, с учетом даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 22.02.2018, окончания срока направления разъяснений приходится на 18.02.2018, окончание срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации на 20.02.2018.
Довод подателя жалобы в указанной части является необоснованным.
2. По мнению заявителя в аукционной документации заказчиком неправомерно установлена датарассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, документация об электронном аукционе должна содержать дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В извещении о проведении электронного аукциона, пункте 10 информационной карты (раздел IIаукционной документации об электронном аукционе) указано, что срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 22 февраля 2018 года.
В пункте 12 информационной карты (раздел IIаукционной документации об электронном аукционе) указано, что дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 22 февраля 2018 года.
Следовательно, довод подателя жалобы в указанной части является необоснованным.
3.По мнению заявителя Зубарева А.А. в проекте контракта установлен неправомерно срок оплаты заказчиком за поставленный товар.
В соответствии с пунктом 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Статьей 555 ГК РФ установлено, что договор купли-продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
В соответствии с пунктом 1статьи 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 551 ГК РФ переход право собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В пункте 2.2 проекта контракта (часть IV аукционной документации об электронном аукционе) указано, что оплата цены контракта, указанной в п. 2.1, осуществляется в течение 15 рабочих днейс даты подписания покупателем документа о приемке (Акта приема- передачи) и регистрации права собственности муниципального образования "Звениговский муниципальный район" на квартиру.
Из пояснений заказчика следует, что условие оплаты после регистрации права собственности обусловлено предметом закупки.
На основании изложенного Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что результатом данной закупки является приобретение в собственность заказчика жилых помещений. Следовательно, установление сроков оплаты с даты государственной регистрации права собственности на жилые помещения правомерно, при том, что общий срок оплаты не превышает 30 дней.
Указанный довод является необоснованным.
4. По мнению заявителя. в проекте контракта установлено условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение условий о привлечении к исполнению контракта субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, однако документация не предусматривает ограничения и преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
В пункте 5.6 проекта контракта, установлено, что штраф начисляется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы,устанавливается в следующем порядке:
а) в размере 3 % от цены контракта, указанной в п. 2.2. настоящего контракта, равной _______ рублей в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) в размере 2% от цены контракта, указанной в п. 2.2. настоящего контракта, равной _______ рублей в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в)в размере 1% от цены контракта, указанной в п. 2.2. настоящего контракта, равной _______ рублей в случае, если цена контракта составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Из пояснений заказчика следует, что проект контракта предусматривает всевозможные значения штрафов в соответствии с Правилами.В связи с тем, чтодокументация об электронном аукционе не предусматривает ограничения и преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, следовательно, пункт 5.6 проекта контракта не будет применяться в отношении продавца.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что императивные требования, предусмотренные статьей 34 Закона о контрактной системе заказчиком соблюдены. Обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в проекте контракта установлены.Следовательно, довод жалобы в указанной части является необоснованным.
5. По мнению заявителя заказчик в нарушение Закона о контрактной системе установил требования в проекте контракта о заключении контракта в письменной форме.
В соответствии со статьей 550 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 ГК РФ). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Пунктом 3 статьи 454 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
При этом, в силу статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Кодексом, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 21 Закона о регистрации предусмотрено, что необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 21 Закона о регистрации в случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются: в форме электронных документов, если указанным Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки.
Таким образом, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав, либо в форме документов на бумажном носителе, либо в форме электронных документов посредством единого портала государственных и муниципальных услуг. Следовательно, форма подачи документов для государственной регистрации определяется заявителем самостоятельно.
Пунктом 11.2 проекта контракта установлено, что настоящий контракт составлен в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых находится у исполнителя, второй - заказчика, третий - в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл.
Из пояснений заказчика следует, что заключение контракта по результатам электронного аукциона будет производится в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе. Более того, порядок заключения контракта заказчиком установлен в пункте 30 разделаIдокументации об электронном аукционе. Вместе с тем, указанные положения в проекте контракта необходимы при регистрации права на надвижимость.
Учитывая изложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что Законом о контрактной системе, а также иными федеральными законамине урегулирован специальный порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости, приобретаемые по результатам торгов в электронной форме. Также действующее законодательство не содержит запрета на составление сторонами по государственному или муниципальному контракту, заключенному по результатам торгов в электронной форме, дополнительных экземпляров-подлинников таких контрактов на бумажном носителе или на электронном носителе. Следовательно, довод заявителя в указанной части является необоснованным.
6. Согласно из довода заявителя следует, что заказчик разместил закупку, которая не соответствует плану - графику.
В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Вплане-графике по позиции планируемый срок начала осуществления закупкиустановленсрок январь 2018. Вместе с тем, извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ruопубликовано 09.02.2018, что не соответствует планируемому сроку начала осуществления закупки в плане - графике.
Следовательно, довод заявителя в указанной части является обоснованным. В действиях заказчика имеется нарушение части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя), основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствуют.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
решила:
1. Признать жалобучастично обоснованной.
2.Признать в действиях администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" нарушение части 12 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4.Передать метериалы дела 02-06/26-18 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 6 марта 2018 г. N 02-06/26-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2018