Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N 4 в составе:
<_>;
<_>;
<_>;
от заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - <_>,
<_>,
от уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - <_>,
от заявителя - Поволжского филиала ПАО "МегаФон"- <_>,
рассмотрев жалобу Поволжского филиала ПАО "МегаФон"на положения аукционной документации на оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения на контролируемых участках автомобильных дорог Чувашской Республики (изв. N 0115200001118000408), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 01.03.2018 обратилсяПоволжский филиалПАО "МегаФон"с жалобой на положения аукционной документации на оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения на контролируемых участках автомобильных дорог Чувашской Республики (изв. N 0115200001118000408)(далее - Электронный аукцион).
В жалобе Поволжский филиал ПАО "МегаФон" сообщает, что заказчиком и уполномоченным органом в нарушение требований законодательства Российской Федерации о лицензировании и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в аукционной документации не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на оказание услуг по предоставлению канала связи, при этом в предмете закупки предусмотрено оказание услуг связи.
В заседании Комиссии представитель Поволжского филиалаПАО "МегаФон" поддержал жалобу по изложенным в ней доводам,просилпризнать ее обоснованной, выдать предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, указали на правомерность не установления требования о наличии у участников закупки лицензии на оказание услуг по предоставлению канала связи. Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики. Уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
13.02.2018 16 час. 42 мин.уполномоченным органомна официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0115200001118000408 о проведении электронного аукционана оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения на контролируемых участках автомобильных дорог Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 124 679 700,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает тримиллионарублей, заказчикразмещаетвединойинформационнойсистемеизвещениеопроведенииэлектрон ного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Объект рассматриваемой закупки определен как оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения. Пунктом 12 Технического задания установлено, что информация должна передаться по защищенному каналу связи, т.е. в предмет закупки входят услуги по предоставлению каналов связи и услуги связи по передаче данных.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установленыФедеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются (часть 1 статьи 9 Закона о связи).
Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 утвержденыперечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии (далее - Перечень наименований услуг связи), и перечни лицензионных условий.
Согласно пунктам 13, 14Перечня наименований услуг связи услуги связи по предоставлению каналов связи и услуги связи по передаче данных относятся к лицензируемым услугам.
Следовательно, заказчику и уполномоченному органу надлежало установить требование о наличии у участников закупки лицензии на услуги по предоставлению каналов связи и услуги связи по передаче данных. Отсутствие такого требования нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Таким образом, довод заявителя об отсутствии требования о наличии у участника закупки лицензии на оказание услуг связи, Комиссия признает обоснованным.
Наряду с изложенным, в ходе осуществления на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Чувашского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2);
описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (пункт 3).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 2.1 Технического задания исполнитель оказывает Заказчику услугу по предоставлению информации о нарушениях Правил дорожного движения (далее - ПДД) с помощью аппаратно-программных комплексов фото-видео фиксации нарушений ПДД в количестве 41 ед., в т.ч. 31 стационарногокомплекса и 10 мобильных комплексов на контролируемых участках дорог.
Сбор и обработка информации осуществляются с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото-видео записи, являющихся измерительными сертифицированными приборами, внесенных в установленном порядке в Государственный реестр средств измерений, прошедшими метрологическую поверку, на которые выданы действующие свидетельства о поверке оборудования (пункт 2.2 Технического задания).
Исполнитель осуществляет все необходимые финансовые затраты по подключению и функционированию необходимого оборудования для выполнения условий Конкурсной документации (пункт 2.6 Технического задания).
Таким образом, объектом рассматриваемой закупки такжеявляетсяпредоставление Исполнителем аппаратно-программных комплексов фото-видео фиксации нарушений ПДД.
В соответствии с условиями Контракта Исполнитель обязан предоставлять Заказчику информацию о нарушениях скоростного режима, нарушениях проезда на запрещающий сигнал светофора и невыполнении требования об остановке перед стоп-линией на регулируемом перекрестке. Сбор и обработка информации осуществляется Исполнителем постоянно (непрерывно) в период (срок) оказания услуг, предусмотренный Контрактом (пункт 3.1 Технического задания).
Следовательно, аппаратно-программные комплексы фото-видео фиксации нарушений ПДД относятся к средствам измерения.
Учитывая требования статьи 33 Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки, предусматривающие сообщение технических характеристик объекта закупки, необходимых в целях однозначности понимаемой закупки Заказчик должен был установить требования к оборудованию как к средству измерения.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений) средства измерений подлежат государственному регулированию, для которых установлены обязательные требования.
В соответствии со статьей 11 Закона об обеспечении единства измерений государственный метрологический контроль включает, в том числе утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерения.
Статьей 2 Закона об обеспечении единства измерений установлено, что под средством измерений понимается техническое средство, предназначенное для измерений, утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об обеспечении единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона об обеспечении единства измерений, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерения, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
При утверждении типа средств измерений, устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средства измерений.
Таким образом, аукционная документация, предусматривающая использование оборудования, являющегося средством измерения должна содержать требования, предусмотренные указанными законоустановлениями. В нарушение перечисленных правовых нормрассматриваемая аукционная документация требований к типу средства измеренияне содержит.
Кроме того, Комиссия отмечает, что требования к аппаратно-программным комплексам фото-видео фиксации нарушений ПДД сформулированы в аукционной документации без учета требований ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования".
Из содержания пункта 2.3 Технического задания аукционной документации следует, что услуга по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения на контролируемых участках автомобильных дорог Чувашской Республики включает предоставление Заказчику в пользование необходимое программное обеспечение, позволяющее получать вышеобозначенную информацию.
Вместе с тем,аукционная документация не содержит указания на программный продукт, с которым должна совмещаться работа сервера заказчика.
Пунктом 9 Технического задания установлены требования к мобильным Комплексам, в соответствии с которым комплекс обеспечивает архивное хранение данных о зафиксированных транспортных средств (далее - ТС) с возможностью дальнейшей выгрузки материалов на съемный носитель данных.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации регулируются Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 16 Федерального закона N 149-ФЗ обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации.
Однакоуказанный в пункте 9 Технического заданияноситель данных не отвечает требованиям к порядку безопасности передачи информации и не обеспечивает защищенность конфиденциальной информации от утечки и несанкционированного доступа к ней лиц, не управомоченных на обработку собираемой информации.
Также документацией об электронном аукционе не установлены требования к выполнению монтажных работ, работ по подключению необходимого оборудования к электросети, обслуживанию оборудования в соответствии с ГОСТ Р 57145 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения".
Кроме того, объем услуг, который требуется оказать заказчику, установлен пунктом 3.1.1 Технического задания иопределен следующим образом:
предоставление Исполнителем информации о фактах нарушения Правил дорожного движения: 2018 г. - 244 470 штук, 2019 г. - 244 470 штук, 2020 г. - 244 470 штук.
Согласно части 1 статьи 799 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из указанной нормы следует, что объем оказанных услуг определяется совершением определенных действий исполнителем.
Следовательно, количество совершенных владельцами транспортных средств нарушений Правил дорожного движения относится к действиям владельцев транспортных средств и не может зависеть от волеизъявления Исполнителя. Таким образом, объем оказанных услуг не может выражаться в количестве фактов нарушения Правил дорожного движения.
При этом Комиссия отмечает, что определенная начальная (максимальная) цена контракта, содержащаяся в разделе 2 документацией об электронном аукционе, не обоснована в соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 3.1 Технического задания предусмотрены сбор и обработка информации.
Требования по составу подлежащих выполнению работ и подлежащих оказанию услугустановлены пунктом 14 Технического задания, в соответствии с которым в рамках выполнения контракта оказываются в т.ч. следующие услуги:
- Предварительная обработка полученной информации с регистрации.
- Обеспечение обработки информации в ЕВЦ.
- Выявление фактов нарушений ПДД транспортными средствами.
- Предоставление функции розыска ТС по государственному регистрационному знаку.
Согласно ГОСТ Р 57144-2016 специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением предназначены для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.
При этом в силу пункта 31 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения,утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664(далее - Административный регламент) надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режимеотнесен к исчерпывающему перечню административных процедур в целях федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 77 Административного регламента при надзоре за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации могут применяться:
стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры (стойки, опоры) и других конструкциях;
передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на специальных конструкциях (штативах, треногах, вышках на базе транспортных средств);
носимые средства автоматической фиксации, предназначенные для обеспечения надзора за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и не требующие специальных конструкций для размещения;
мобильные средства автоматической фиксации, предназначенные для обеспечения надзора за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и размещаемые на борту транспортных средств.
Пунктом 78 Административного регламента установлено, чтосредства автоматической фиксации применяются при надзоре за дорожным движением в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с порядком осуществления производства по делам об административных правонарушениях, установленного разделом IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях показания специальных технических средств относится к доказательствам по делу об административном правонарушении.
С учетом вышеизложенного, оказание исполнителем услуг, связанных с фиксацией нарушений ПДД с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, сбором и предварительной обработкой полученной информации с регистрации, выявлением фактов нарушений ПДД транспортными средствами, розыском ТС по государственному регистрационному знакуотносится к государственной функции МВД России.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения в Российской Федерации" полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При этом в настоящее время вышеназванные полномочия ни указом Президента Российской Федерации,ни постановлением Правительства Российской Федерацииорганам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не переданы.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Следовательно, данная закупка не связана с обеспечением государственных нужд и, соответственно, не отвечает целям, установленным статьей 13 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом всех установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу Поволжского филиала ПАО "МегаФон" обоснованной и приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания обаннулировании электронного аукциона.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Поволжского филиала ПАО "МегаФон" обоснованной.
2. Признать заказчика - казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и уполномоченный орган - Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифамнарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - казенному учреждению Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и уполномоченному органу - Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифампредписание обаннулировании закупки.
4. Направить настоящее решение в Прокуратуру Чувашской Республики для принятия мер прокурорского реагирования в части необоснованной передачи полномочий федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения хозяйствующему субъекту.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 12 марта 2018 г. N 06-04/1646
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2018