Резолютивная часть объявлена 07.03.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "МРМ" (ИНН 5445016614, ОГРН 1135483003314) от 28.02.2018 N255-ж на действия Заказчика - БУ "Няганская окружная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка шовного материала для операционного блока (извещение N0387200001418000023) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. В п. 5-7, 18 Технического задания аукционной документации запрашивается материал, характеристикам которого соответствует исключительно материал V-Loc_ 180 единственного производителя - компании Covidien, при заявленной совокупности характеристик (а именно одновременного соблюдения требований к химическому составу нити - из сополимера гликолевой кислоты и триметиленкарбоната, сроков промежуточного и полного рассасывания нити и описания упаковки).
В отношении продукции V-Loc компанией-производителем на территории Российской Федерации осуществляется патентная защита (о чем прямо указано на упаковке материала), в силу чего она не имеет, и не может иметь эквивалентов, т.е. является уникальной, в связи с чем должна быть выведена для закупки в отдельный лот в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках, а также антимонопольным законодательством.
Аналогичное дело рассматривалось 08.06.2015 г. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России), решение N 08-01-205, при рассмотрении жалобы Комиссией установлен факт уникальности продукции V-Loc единственного производителя - компании Covidien.
2. В п. 8 Техническом задании аукционной документации запрашивается материал, характеристикам которого соответствует исключительно материал Caprosyn_ производителя Covidien, при заявленной совокупности характеристик (химического состава нити - из синтетического полиэстера, состоящего из гликолида, капролактона, триметиленкарбоната и лактида и сроков промежуточного и полного рассасывания нити и описания упаковки).
Согласно данным Роздравнадзора, при данной совокупности характеристик, единственным производителем является Covidien.
При рассмотрении дела в УФАС будут представлены для сравнения каталоги и регистрационные удостоверения производителей, изготавливающих подобный шовный материал, но имеющий отличия от тех требований, которые предъявляются Заказчиком в п. 8 Технического задания.
3. В п. 15, 16, 33-35, 55, 56 Техническом задании аукционной документации запрашивается материал, характеристикам которого соответствует исключительно материал Safil_ производителя B.Braun (Германия), при заявленной совокупности характеристик (химического состава нити - из синтетического полиэстера, состоящего из гликолида, капролактона, триметиленкарбоната и лактида и сроков промежуточного и полного рассасывания нити и описания упаковки).
Согласно данным Роздравнадзора, при данной совокупности характеристик, единственным производителем является Covidien.
При рассмотрении дела в УФАС будут представлены для сравнения каталоги и регистрационные удостоверения производителей, изготавливающих подобный шовный материал, но имеющий отличия от тех требований, которые предъявляются Заказчиком в вышеуказанных позициях Технического задания.
При описании объекта закупки должны соблюдаться правила, предусмотренные ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В то же время согласно ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Как следует из правоприменительной практики, при оценке правомерности принимается во внимание - указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей.
Просим УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра запросить у Заказчика информацию о наличии на рынке эквивалентной продукции, и сравнить характеристики материалов на полное соответствие требованиям Заказчика.
В связи с изложенным, считаем, что Заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, формирование описания объекта закупки аукционной документации таким образом, чтобы всем требованиям аукционной документации к поставляемым товарам соответствовали товары не менее двух различных производителей.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка шовного материала для операционного блока (извещение N0387200001418000023) размещены на официальном сайте единой информационной системы 21.02.2018.
Как указывает Заявитель, в п. 5-7, 18 Технического задания аукционной документации запрашивается материал, характеристикам которого соответствует исключительно материал V-Loc_ 180 единственного производителя - компании Covidien, при заявленной совокупности характеристик (а именно одновременного соблюдения требований к химическому составу нити - из сополимера гликолевой кислоты и триметиленкарбоната, сроков промежуточного и полного рассасывания нити и описания упаковки).
Из письменных пояснений Заказчика следует, что Заказчик является лечебным учреждением, который оказывает в том числе стационарную, неотложную, высокотехнологичную медицинскую помощь. При установлении требований к характеристикам шовного материала заказчик руководствовался спецификой хирургических операций, качеством шовного материала. Техническая часть аукционной документации разработана исходя из клинической практики учреждения в использовании шовного материала, когда выполнение процедур у пациентов с разными показаниями, наличием тех или иных сопутствующих заболеваний, требует использования широкого ассортимента шовных материалов, обеспечивая, таким образом максимальный лечебный эффект от их применения.
В целях формирования технических характеристик требуемого заказчику шовного материала, лечебным учреждением проведено исследование рынка различных производителей.
Заказчиком были выбраны шовные материалы, которые максимально отвечают требованиям заказчика при оказании качественной медицинской помощи пациентам в ходе проведения оперативного вмешательства и дальнейшего ведения пациентов (прочность нити на разрыв, срок полного рассасывания нити, атравматичность соединения нити с иглой и пр.), были учтены состояния пациентов после проведения оперативного вмешательства (качество заживления швов, наличие/отсутствие осложнений). Материал и покрытие нити отвечают за такие важные характеристики нити, как степень фитильности, пластичность и мягкость, не указывают на производителя, а являются качественной характеристикой нити.
В п.5 - 7, 18 Технического задания документации об аукционе заказчику требуется шовный материал, характеристикам которого соответствует материал Максон, а не V-loc 180. В отношении материала Максон производителем не осуществлялась патентная защита, о чем свидетельствует техническое описание нити в Техническом задании (не указаны однонаправленные насечки, расположенные спирально по всей поверхности нити для самофиксации в тканях и для без узлового шва, присущие V-loc 180), упаковка шовного материала Максон не содержит указаний факта патентной защиты за отсутствием таковой.
В п.8 Технического задания документации об аукционе Заказчику требуется шовный материал Caprosin.
В п.15, 16, 33-35, 55, 56 Технического задания документации об аукционе заказчику требуется шовный материал Safil.
Данный шовный материал используется в работе центра сосудистой хирургии.
На базе Няганской окружной больницы более десяти лет (с 2006 года) успешно функционирует единственный в автономном округе центр сосудистой хирургии, оказывающий помощь тяжелому контингенту пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Спектр оперативных вмешательств очень широк (более 1000 видов операций), все они направлены на сохранение работоспособности пациентов, путем восстановления кровообращения пораженных конечностей и органов, и предотвращения тем самым стойкой инвалидизации, возникающей в результате ампутации конечностей. Рассматривая вопрос о необходимости поддержки послеоперационной раны, заказчик опирается, прежде всего, на предыдущий опыт работы с шовным материалом в учреждении. Применение адекватного, нереактогенного шовного материала является одной из составляющих успешной операции. При многих оперативных вмешательствах несостоятельность даже 1 шва в послеоперационном периоде может привести к серьезным осложнениям, которые, как правило, требуют повторных операций.
Основные операции выполняются с использованием синтетических материалов и сосудов, которые подвержены инфицированию. Их инфекция приводит к серьезным, летальным кровотечениям или неоднократным финансово-затратным повторным госпитализациям с тяжелыми повторными операциями, которые не гарантируют полного восстановления утраченных пациентами функций. Необходимо учесть, что пациенты, оперированные у нас, проходят дальнейшую реабилитацию и наблюдение по месту жительства (помимо жителей г.Нягань, это пациенты со всего округа), расстояние до которых составляет до 900 км, и это не позволяет нам полноценно отследить послеоперационный период, заблаговременно выявить и предотвратить возможные инфекционные осложнения. Некачественный шовный материал может привести к таким осложнениям, как нагноение (абсцедирование), образование сером, расхождение послеоперационной раны, возникновение послеоперационного внутреннего кровотечения, формирование лигатурных свищей и др.
Использование в работе качественных материалов, в соответствии с мировыми стандартами и рекомендациями позволяет избежать возможных осложнений на всех этапах лечения.
Нити Максон и Капросин производителя Ковидиен и Сафил производителя Б.Браун Медикал, которыми специалисты нашего центра работают в течение 3-х лет, зарекомендовали себя с положительной стороны. При комплексном подходе к профилактике инфекционных осложнений и несостоятельности ран, нами отмечено снижение количества инфекционных поражений ран, и, соответственно, инфицирования сосудистых имплантов более чем в 2 раза по сравнению с практикой применения нитей других производителей.
Использование шовного материала вышеназванных производителей соответствует современным требованиям лечения пациентов с сердечно-сосудистой патологией.
Формирование начальной (максимальной) цены договора заказчиком осуществлено в соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе и приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" методом сопоставимых рыночных цен. Заказчиком получено 3 ценовых предложения поставщиков, которые могут осуществить поставку шовного материала в соответствии с требованиями документации об аукционе, что свидетельствует о наличии конкуренции между потенциальными участниками закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ограничивающие конкуренцию действия могут быть совершены только на определенном товарном рынке, правовое значение приобретают установление (выяснение) их нормативно-закрепленных признаков. Заявителем, несмотря на представленную Комиссией УФАС возможность предоставить необходимые доказательства для подтверждения доводов жалобы, не представлено каких-либо доказательств того, что требования технического задания Заказчика ограничивают конкуренцию и могут быть исполнены фактически одним хозяйствующим субъектом.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
По смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию лотов на поставку лекарственных средств в соответствии с его объективными потребностями, спецификой деятельности, необходимостью бесперебойного и своевременного обеспечения персонала соответствующими материалами при соблюдении ограничений, установленных законодательством.
В документации об электронном аукционе указаны показатели, необходимые для определения соответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика. Данные показатели установлены на основании изучения существующего рынка товаров с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться. Торговых наименований, требований к производителю товара техническое задание не содержит.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, документов подтверждающих факт того, что требования, указанные в техническом задании Заказчика ограничивают количество участников закупки, противоречат потребностям Заказчика Заявителем не представлено.
Жалоба ООО "МРМ" рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать ООО "МРМ" (ИНН 5445016614, ОГРН 1135483003314) от 28.02.2018 N255-ж на действия Заказчика - БУ "Няганская окружная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка шовного материала для операционного блока (извещение N0387200001418000023) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 марта 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2018