Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице УФССП России по Свердловской области -
- в отсутствие заявителя в лице ООО "Изидолг", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" (354071, г. Сочи, ул. Чайковского, 41А) о нарушении заказчиком в лице УФССП России по Свердловской области (620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Пролетарская, д. 7), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку оригинальных картриджей, тонеров для организационной техники (извещение N 0162100007718000009), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Изидолг" (вх. N 01-4056 от 06.03.2018) о нарушении заказчиком в лице УФССП России по Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку оригинальных картриджей, тонеров для организационной техники (извещение N 0162100007718000009) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком не надлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе; кроме того заявитель указывает на то, что Заказчик не приложил к закупочной документации обязательный файл с внесенными изменениями; на неправомерное требование заказчиком декларирования п. 10 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44; на неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки; на отсутствие в проекте контракта применения антидемпинговых мер; а также на, что в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. На основании приведенных доводов просит признать жалобу обоснованной.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
12.02.2018 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162100007718000009 и документация об аукционе на поставку оригинальных картриджей, тонеров для организационной техники в действующей редакции от 20.02.2018 NИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 363 400 ,99 рублей.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п. 13 информационной карты электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 363 400 ,99 рублей. Следовательно, при размещении электронного аукциона (извещение N 0162100007718000009) заказчик для определения даты окончания срока подачи заявок должен руководствоваться ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом временем, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Комиссией установлено, что заказчиком в извещение N 0162100007718000009 о проведении электронного аукциона внесены изменения и размещены 20.02.2018, ввиду чего заказчиком продлен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Таким образом, согласно извещения, дата и время окончания срока подачи заявок - 07.03.2018 в 10:00.
С учетом изложенного, дата размещения извещения и документации о проведении электронного аукциона на официальном сайте (в единой информационной системе) не включается в срок, рассчитываемый в порядке, установленном ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, в том числе в связи с тем, что извещение и документация о проведении электронного аукциона должны быть размещены на официальном сайте не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Таким образом, указанные нормы устанавливают обязанность заказчика разместить извещение N 0162100007718000009 о проведении электронного аукциона более чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок.
Комиссией УФАС России установлено, что заказчиком неверно определено окончание срока подачи заявок на участие в таком аукционе в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика имеют место признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Комиссией УФАС по Свердловской области установлено, что 19.02.2018 был подан запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, касающийся уточнения характеристик поставляемого товара, в том числе возможности поставить эквивалентный товар.
В соответствии с поступившим запросом (от 19.02.2018) о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчик принял решение о внесении изменений в документацию об аукционе (извещение N 0162100007718000009), а именно в Раздел II. "Техническое задание" документации электронного аукциона в установленные сроки ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
При этом, Закон о контрактной системе не обязывает заказчиков прикладывать к закупочной документации отдельный файл с указанием внесенных изменений. Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения.
Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе предусмотренные пп. 3-10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В п. 27 информационной карты документации электронного аукциона заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные пп. 3-7.1, 9, 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию и документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе требование о декларировании участником в составе второй части заявки соответствия требованию, предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, не установлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Комиссией УФАС по Свердловской области установлено, что заказчик установил требования к составу заявки несоответствующие п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, а именно, заказчиком в п. 27 информационной карты документации электронного аукциона установлено требование о предоставлении декларации о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данных действиях заказчика содержаться нарушения части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части установления требования о предоставлении в составе второй части заявки декларации о соответствии участника закупки требованию, предусмотренному п. 10 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика имеют место признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п. 20 информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком определенны сроки предоставления разъяснений положений документации об аукционе, а именно: дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронной аукционе - "19" февраля 2018 г. Дата окончания срока подачи участниками аукциона запросов о разъяснении положений документации - "02" марта 2018 г. (включительно). Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации - "02" марта 2018 г. (включительно).
При этом извещением, документацией об аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в аукционе "07" марта 2018 г (п. 19 информационной карты электронного аукциона).
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС России установила, что в документации об аукционе надлежащим образом не установлена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе, поскольку предоставление разъяснений положений документации об аукционе осуществляется в отношении запросов, направленных заказчику не позднее срока предусмотренного ч. 4 ст.65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия заказчика, не установившего надлежащим образом дату окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика имеют место признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссией УФАС России установлено, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в адрес заказчика было направлено 3 запроса о разъяснении положений документации. Заказчик предоставил ответы на поступившие запросы о разъяснении положений документации в соотвтетствии с требованиями ч. 4 ст.65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Статьей 34 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление заказчиком в проекте государственного контракта документации об аукционе размера обеспечения исполнения контракта с учетом снижения цены контракта, предложенной участником закупки на 25 и более процентов.
Кроме того, на момент рассмотрении жалобы по существу у Комиссии УФАС России отсутствуют сведения о возникновении обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии, представитель заказчика также пояснил, что в п. 1.10.1.2. Части 1. "Общие сведения" документации электронного аукциона предусмотрена возможность применения антидемпинговых мер, кроме того, в п. 8.1 проекта государственного контракта предусмотрено обязательное условие о предоставлении обеспечении исполнения контракта виде банковской гарантии или путем внесения денежных средств в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заявитель на заседание комиссии не явился, в составе жалобы документы, подтверждающие обоснованность довода не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
В соответствии ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
В разделе 8. "Ответственность сторон" проекта государственного контракта заказчиком установлены размеры штрафов, пеней, а также условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Изучив проект государственного контракта, являющего неотъемлемой частью документации об аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком установлены условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того, ст. 34 Закона о контрактной системе устанавливает обязательные требования к содержанию контракта, а не проекту контракта.
Вместе с тем, ООО "Изидолг" не представило Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что положения проекта государственного контракта нарушают его права и законные интересы, не позволяют Обществу принять участие в электронном аукционе, ставит его в неравные условия по отношению к другим участникам закупки или иным образом нарушает его права, как участника аукциона.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа нарушений Закона о контрактной системе в данных действиях заказчика не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Изидолг" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице УФССП России по Свердловской области, его комиссии признать нарушение п. 3 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 63, ч. 6 ст. 66, п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице УФССП России по Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, утвердившего документацию (закупка, N 0162100007718000009), с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, документами, удостоверяющими личность, объяснением по факту выявленного нарушения, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта,5/Химиков,3, 4 этаж ______________ 2018 г. в __:__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 марта 2018 г. N 293-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2018