резолютивная часть решения объявлена 12.03.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АССО" (далее - заявитель) по доверенности от 12.03.2018 г. , от Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) по доверенности от 16.02.2018 г. , от Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР (далее - уполномоченный орган) по доверенности от 12.02.2018 г. и по доверенности от 30.11.2017 г. в отсутствии общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104200002118000014 "Строительство общеобразовательной школы на 1224 места в г. Нальчик,пр. Ленина, КБР" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены:
-включением в техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства;
-включением в описание объекта закупки требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, а также требования к товарам, информации, работам и услугам которые влекут за собой ограничение количества участников закупки;
-отсутствием на сайте проектно-сметной документации в полном объеме;
-несоответствием требования о необходимости выписки из СРО;
-несоответствием инструкции по заполнению заявки;
-установленным требованием об опыте работ;
-объединением в один лот работ технологически и функционально не связанных между собой, а также работ требующих СРО и лицензию;
-несоответствием требования к составу и содержанию заявки на участие в аукционе;
-установлением требований к участникам закупки в недействующей редакции Закона о контрактной системе;
-отсутствием в документации об аукционе необходимой информации;
-отсутствием в проекте контракта обязательных условий и положений.
Заявитель в жалобе просит признать жалобу обоснованной, аннулировать аукцион, выдать предписание об устранении нарушений и провести внеплановую проверку.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, заслушав лиц присутствующих на заседании Комиссии, письменные пояснения уполномоченного органа и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
03.03.2018 г. 16:35 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - ООО "РТС-Тендер", http://www.rts-tender.ru) был размещен аукцион N0104200002118000014 "Строительство общеобразовательной школы на 1224 места в г. Нальчик,пр. Ленина, КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта 890 178 140,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 03.03.2018 г. 16:35; Дата и время окончания подачи заявок - 19.03.2018 г. 06:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 26.03.2018 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 29.03.2018 г. 10:05; Размер обеспечения заявок - 44 508 907,00; Размер обеспечения исполнения контракта - 267 053 442,00.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться (далее - ведомость материалов), а также инструкция по заполнении первой части заявки (далее - инструкция) установлены в приложении к документации об аукционе в папке "part01".
Ведомостью материалов предусмотрены следующие требования по позициям смеси асфальтобетонные, щебень и песок: П.28 "раздела 07-02-01 Благоустройство" смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип А; П. 29 "раздела 07-02-01 Благоустройство" смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип Б; П.33 "раздела 02-01-01 общестроит.1 Корпус" щебень из природного камня для строительных работ марка: 800, фракция 20-40 мм; П.22 "раздела 02-01-11 Пожарная лестница" щебень из гравия для строительных работ марка 600, фракция 10-20 мм; П.29 "раздела 02-01-11 Пожарная лестница" щебень из природного камня для строительных работ фракции 10-20 мм; П.14 "раздела 04-03-01 Внеплощадочное электроснаб. КЛ-10кВ" песок природный для строительных: растворов средний.
Таким образом, заказчик установил требования к марке асфальтобетона и щебня, фракции щебня, типу песка, а также ведомость материалов содержит требования заказчика и по иным материалам (товарам) необходимым в процессе выполнения работ.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
На основании вышеизложенного, заказчик в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки включил в документацию об аукционе технические и функциональные характеристики товаров (услуги), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Более того, инструкцией предусмотрено положение согласно которому: "При наличии в техническом задании требований к значениям, которые определяются в результате испытаний, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии не требуется. Данные показатели формируются исключительно на основании Технического задания и требований ГОСТ (при их наличии). Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.)".
Данное положение инструкции позволяет участнику не предоставлять конкретные значения показателей, которые в соответствии с государственным стандартом определяются в результате испытаний или иным способом.
Таким образом, довод жалобы о включении требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, признается необоснованным.
Довод жалобы о включении в описание объекта закупки требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, а также требования к товарам, информации, работам и услугам которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, также необоснован в силу следующего.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В инструкции установлено: В случае если в документации об аукционе присутствуют ссылки на товарные знаки, технические условия конкретных производителей, наименования фирм-производителей товаров участникам закупки следует читать их в сопровождении со словами "или эквивалент".
Требования к товарам, информации и работам которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, Комиссией не установлены.
В ЕИС в составе документации об аукционе размещена проектно-сметная документация (далее - ПСД). Согласно п.1ч.1ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Такие характеристики для выполнения подрядных работ на строительство здания, которые являются предметом закупки, должны с учетом требования ч.1 ст.743 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) содержаться в проектной документации. Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности, архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч.2 ст.48 ГрК РФ).
Изучение Комиссией информации размещенной в ЕИС по аукциону показало, что ПСД (схемы, чертежи, сметы, планы и т.д.) размещена в полном объеме, доступна для ознакомления и скачивания.
В соответствии с п.6 ч.5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч.1 и ч.2 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, предусмотренной формой, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
В документации об аукционе установлено требование, о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Одним из доводов жалобы заявителя является, довод о нарушении требования законодательства о контрактной системе к содержанию и составу инструкции по заполнению заявки. Данный довод является несостоятельным, т.к. заказчиком размещена инструкция по заполнению первых и вторых частей заявок, которая также содержит положения касаемо заполнения заявки на участие в аукционе с учетом знаков препинания.
Предметом контракта по аукциону является строительство общеобразовательной школы на 1224 места в г. Нальчик,пр. Ленина, КБР с начальной (максимальной) ценой контракта 890 178 140,00 руб.
В силу п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые и дополнительные (дополнительные в определенных случаях) требования к участникам закупки. Дополнительным требованием согласно постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - ПП N99) является наличие опыта работ при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб.
Документация об аукционе содержит требование, о соответствии участников закупки дополнительным требованиям (опыта работ).
Довод жалобы о нарушении действующего законодательства в результате объединения в один лот строительных работ требующих СРО и работ (монтаж пожарной сигнализации, установка лифтов) требующих лицензию не нашел своего подтверждения, т.к. работы, являющиеся комплексным предметом торгов, связаны технологически и функционально и включение их в один лот не противоречит законодательству о контрактной системе, а также не ограничивает конкуренцию, так как строительство осуществляется "под ключ". Объединение указанных работ в один лот позволяет не только обеспечить качественное и своевременное выполнение работ, но и эффективно расходовать бюджетные средства. Данный вывод согласуется с положениями ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, согласно которой целью данного Закона является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Более того, как сообщили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, а также установлено Комиссией, из указанного объекта закупки было исключено не монтируемое оборудование (мебель, инвентарь и т.д.), которое будет разыгрываться отдельно.
Требования к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, а также требования к участникам закупки установлены с учетом положений действующей редакции Закона о контрактной системе. Документация об аукционе соответствует ст.34, 64 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 г. N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" и Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В результате внеплановой проверки выявлено нарушение ч.14 ст.21 Закона о контрактной системе.
Так, план-график заказчика с вышеуказанной закупкой и начальной (максимальной) ценой контракта размещен 28.02.2018 г., а дата размещения извещения об осуществлении закупки 03.03.2018 г.
В соответствии с ч.14 ст.21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с ч.13 ст.21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Указанное нарушение не может повлиять на результаты аукциона в связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АССО" необоснованной.
2.Признать в действиях Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства" нарушение ч.12 ст.21 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что выявленное нарушение не может повлиять на результаты аукциона предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4.Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5.Отменить приостановление заключения контракта по аукциону.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 13 марта 2018 г. N 05-68-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2018