Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 13 марта 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ПРОММАШ" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку кислорода медицинского для ГБУЗ "ГБ N4 г. Миасс" (изв. N0369300045418000061) в присутствии представителей ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс" (далее - заказчик) Ваниной М.М., Поварницына М.В., Котовой В.И., действующих на основании доверенностей от 01.03.2018,
в отсутствие представителей ООО "ПРОММАШ" (далее - Общество, заявитель), ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.02.2018 поступила жалоба ООО "ПРОММАШ" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку кислорода медицинского для ГБУЗ "ГБ N4 г. Миасс" (изв. N0369300045418000061) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам, заказчик 19.02.2018 объявил о проведении запроса котировок путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 231 468,25 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 27.02.2018 в 11:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок указаны ненадлежащие даты начала и окончания подачи котировочных заявок.
2. Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в отношении закупаемого кислорода медицинского указан код по ОКПД2 20.11.11.150 "Кислород", который, в свою очередь, входит в группу 20.11 с наименованием "Газы промышленные". По мнению заявителя, содержащийся в извещении код является ненадлежащим. В связи с тем, что кислород медицинский является лекарственным средством, заказчик в извещении о проведении запроса котировок должен указать код из класса 21 "Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях". При этом, товары, входящие в данную группу, включены в утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как считает заявитель, действия заказчика по указанию в извещении ненадлежащего кода по ОКПД2 20.11.11.150 привели к невозможности применения Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 и, как следствие, к нарушению национального режима.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на Комиссии указали следующее.
1. При формировании извещения о проведении запроса котировок заказчиком допущена техническая ошибка, которая, в свою очередь, не повлияла на результаты закупки.
2. В извещении о проведении запроса котировок указан код по ОКПД2, наиболее соответствующий объекту закупки. При этом, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 не подлежит применению, поскольку на участие в закупке подано две заявки, содержащие предложения о поставке товаров российского происхождения.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта) и т. д.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В извещении о проведении запроса котировок, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, содержится следующая информация о сроке подачи заявок участников закупки: дата и время начала подачи заявок 27.02.2018 в 11:00; дата и время окончания подачи заявок 27.02.2018 в 11:00.
В пункте 16 информационной карты документации о проведении запроса котировок указано, что в целях идентификации котировочных заявок на конверте указывается номер извещения, наименование запроса котировок, на участие в котором подается данная заявка, а также фраза "Не вскрывать до 11 часов 00 минут (время местное) 20 декабря 2017 г.".
Фактически заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, пункте 16 информационной карты указана ненадлежащая информация о сроке и порядке подачи котировочных заявок, что может ввести хозяйствующих субъектов в заблуждение и, как следствие, привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, данные действия заказчика не соответствуют пункту 6 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что выявленное нарушение не привело к негативным последствиям. Так, извещение о проведении запроса котировок размещено заказчиком в единой информационной системе в срок, предусмотренный частью 1 статьи 74 Закона о контрактной системе. На участие в закупке подано две заявки. В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 27.02.2018 заявки участников признаны котировочной комиссией соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок. По результатам закупки снижение начальной (максимальной) цены контракта составило примерно 40%.
2. Исходя из содержания части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 утвержден перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). В данный Перечень включены, в том числе товары с кодом 21 "Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях".
Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка кислорода медицинского газообразного с кодом по ОКПД2 20.11.11.150 "Кислород", который, в свою очередь, входит в группу 20.11 "Газы промышленные".
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте www.grls.rosminzdrav.ru, кислород медицинский газообразный включен в государственный реестр лекарственных средств и, следовательно, является лекарственным препаратом, применяемым в медицинских целях, что также не оспаривается заказчиком и подтверждается аукционной документацией, содержащей требования о наличии у участника лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения или оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения либо лицензии на производство лекарственных средств. Следовательно, закупаемый заказчиком кислород является лекарственным средством, применяемым в медицинских целях, и соответствует коду 21 "Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях". В данном случае, заказчик во исполнение части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе должен установить предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в отношении закупаемого товара указан некорректный код по ОКПД2, что привело к невозможности установления предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, и, как следствие, к нарушению национального режима.
С учетом изложенного, указанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии действий заказчика части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункту 3 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что, исходя из содержания Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008), для кислорода как лекарственного средства не представляется возможным выбрать наиболее соответствующий код. Более того, в жалобе не указан конкретный код по ОКПД2, которому, по мнению заявителя, соответствует закупаемый заказчиком товар. Также следует отметить, что на участие в закупке подано две заявки, содержащие предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза. В данном случае, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 не подлежит применению.
С учетом совокупности указанных обстоятельств, итогов запроса котировок, значительной экономии бюджетных средств, а также с учетом того, что выявленные нарушения не повлияли на результаты настоящей закупки, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче заказчику предписания.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ПРОММАШ" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку кислорода медицинского для ГБУЗ "ГБ N4 г. Миасс" (изв. N0369300045418000061) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 14, пункта 6 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, пункта 3 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.
3. Предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты запроса котировок.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 марта 2018 г. N 84-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2018