Резолютивная часть решения оглашена 13.03.2018
В полном объеме решение изготовлено 16.03.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Атлант", в присутствии:
- представителя Администрации Коркинского муниципального района Колесниковой Н.В., действующего на основании доверенности N 13 от 16.02.2018,
- представителя Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации Коркинского муниципального района Вотиновой Т.В., действующего на основании Распоряжения N 439-р от 15.12.2015,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 02.03.2018 поступила жалоба ООО "Атлант" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0169300051318000036) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 22.02.2018 Отдел централизованных закупок Администрации Коркинского муниципального района объявил о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации Коркинского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составила 907 170 рублей 00 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 06.03.2018 в 11:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Атлант" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в документации о закупке неправомерно установлено требование об определении стоимости квартиры площадью менее 33 кв.м с учетом тарифных ставок, что противоречит статье 70 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Порядок определения стоимости жилья и нормы площади жилого помещения устанавливаются с учетом Постановления N 71/1, которое является обязательным для применения заказчиком.
При этом, при заключении контракта стоимость жилого помещения будет рассчитана с учетом указанного Постановления N 71/1 применительно ко всем участника закупки, что не приводит к ограничению количества участников закупки.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Таким образом, правовой механизм реализации указанного способа закупки направлен на выявление победителя закупки, предложившего наименьшую цену товаров (работ, услуг), необходимых для реализации функций и полномочий заказчика.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Аналогичная информация должна содержаться в документации о закупке и проекте контракта в силу пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Порядок проведения электронного аукциона и определения победителя закупки регламентирован статьями 68, 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
При этом, из части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе следует, что протокол подведения итогов электронного аукциона должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
С учетом изложенного, исходя из целей осуществления электронного аукциона, а также с учетом положений законодательства о контрактной системе, цена контракта, предложенная участником закупки, определяется по итогам электронного аукциона в порядке, предусмотренном статьей 68 Закона о контрактной системе, которая включается в проект контракта при направлении его победителю закупки.
Соответственно, все условия осуществления закупки, указанные в извещении и документации об электронном аукционе, не должны противоречить порядку определения победителя закупки, который определен законодательством о контрактной системе.
Согласно пункту 9 документации о закупке в случае приобретения жилого помещения площадью менее 33 кв.м, его стоимость не может превышать стоимость, рассчитанную следующим образом: площадь предлагаемого помещения, умноженная на стоимость 1 кв.м общей площади, установленную Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 декабря 2017 г. N 71/1 "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на первый квартал 2018 года" (27490,00 рублей) (далее - Постановление N 71/1).
Аналогичные сведения содержатся в пункте 4.3.1 проекта контракта, а также Приложении N 2 к документации о закупке.
При этом, в техническом задании указано, что жилое помещение должно быть предоставлено в виде отдельной однокомнатной квартиры в многоквартирном доме в Коркинском муниципальном районе Челябинской области. Общая площадь квартиры - не менее 18 кв.м.
Таким образом, из условий контракта однозначно следует, что в случае, если участник закупки предложит квартиру площадью от 18 до 33 кв.м, то стоимость жилого помещения будет определяться не по итогам электронного аукциона, а исходя из стоимости 1 кв.м, установленной Постановление N 71/1 с учетом площади предлагаемого помещения.
Таким образом, указанное условие документации о закупке в части порядка определения цены контракта прямо противоречит требованиям части 4 статьи 68, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, что может привести к заключению контракта по цене, отличной от предложенной участником закупки по результатам проведения аукциона.
Кроме того, данное условие документации о закупке противоречит пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и не соответствует правовой цели проведения электронного аукциона, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что в силу пункта 3 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения тарифного метода.
Согласно части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Как следует из Приложения N 2 к документации о закупке при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком применен тарифный метод, включая порядок определения стоимости жилого помещения в соответствии с Постановлением N 71/1.
При этом, из Постановления N 71/1 следует, что средняя рыночная стоимость одного квадратного метра подлежит применению органами исполнительной власти Челябинской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области для расчета размеров социальных выплат, выделяемых для граждан на приобретение жилых помещений.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт является обязательным для применения для заказчиков при формировании начальной (максимальной) цены контракта, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Атлант" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 статьи 42, части 4 статьи 68, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О.Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2018 г. N 96-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2018