Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "СЕГМЕНТ-А" (надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела), в отсутствие представителя ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" (надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела), рассмотрев жалобу ООО "СЕГМЕНТ-А" на действия ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" (416500, Астраханская обл, Ахтубинский р-н, Ахтубинск г, УЛ САРАТОВСКАЯ, ДОМ 38) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку индикаторов (номер извещения: 0325300033418000016), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.03.2018 поступила жалоба ООО "СЕГМЕНТ-А" на действия ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку индикаторов (номер извещения: 0325300033418000016) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
22.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить контракт на поставку индикаторов (номер извещения: 0325300033418000016) и документация о нем. Как следует из вышеуказанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 44 397,00 рублей.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик в части 3 "Техническое задание" аукционной документации установил следующие требования к индикаторам.
N п/п |
Наименование |
Характеристика товара |
Ед. измер |
Кол-во |
1 |
Индикатор стерилизации |
Класс 4 по ГОСТ ISO 11140-1-2011 - "многопеременные индикаторы", должен быть предназначен для оперативного визуального контроля соблюдения параметров не менее трех критических переменных паровой стерилизации - температуры стерилизации, времени стерилизационной выдержки и наличия насыщенного водяного пара при размещении их внутри бумажных, комбинированных упаковок, стерилизационных коробок, текстильных, металлических и других укладок, трубчатых или массивных трудно стерилизуемых изделийс полостями при стерилизации в паровых стерилизаторах с удалением воздуха из стерилизационной камеры методом продувки паром (гравитационных). Индикаторы могут также применяться для контроля эффективности удаления воздуха из стерилизационной камеры гравитационных паровых стерилизаторов в составе Тест-ИХ. Контролируемый режим стерилизации в диапазоне: 132_2°С/20+2 минут и давление пара 0,2_0,02 МПа, Контрольные значения индикатора: 130/7 градусов С/минут соответственно. Индикатор прямоугольной формы на бумажно-пленочной основе с нанесенными на лицевой стороне двумя цветными метками - индикаторной и элемента сравнения того цвета, который приобретает первая при соблюдении параметров стерилизации, и маркировки, включающей обозначение метода стерилизации, параметры стерилизационной выдержки, логотип предприятия-изготовителя. Индикаторный агент не должен отпечатываться от подложки, проникать через неё, переходить на материал, с которым индикатор может соприкасаться до, в течение или после соответствующего режима стерилизации. Обратная сторона с липким слоем для фиксации в месте контроля и документах архива, закрытым двумя половинками защитной бумаги. Индикаторы должны обеспечивать сохранность результатов контроля в течение не менее 12 месяцев. Производится в листах с точечной перфорацией между индикаторами. Гарантийный срок не менее 36 месяцев. Остаточный срок годности на момент поставки - не менее70% общего срока годности, установленного производителем. Индикатор должен храниться в упаковке изготовителя при температуре от 5°С до 40°С и относительной влажности не выше 80% в защищённом от солнечного света месте. Наименование индикатора, вид стерилизации, класс по ГОСТ, дата изготовления, срок годности, номер партии, условия хранения, штамп ОТК и реквизиты предприятия-изготовителя должны быть указаны на упаковке индикатора. Индикаторы, в том числе использованные, не должны оказывать вредного воздействия на человека и окружающую среду, не требуют особых мер безопасности и могут утилизироваться как безопасные медицинские отходы класса А. Поставляется комплектами не менее 1000 тестов |
упак |
25 |
2 |
Индикатор стерилизации |
Класс не ниже 4 по ГОСТ ISO 11140-1-2011 - "многопеременные индикаторы", должен быть предназначен для оперативного визуального контроля соблюдения параметров не менее трех критических переменных паровой стерилизации - температуры стерилизации, времени стерилизационной выдержки и наличия насыщенного водяного пара при размещении их как снаружи упаковок и изделий в контрольных точках стерилизационной камеры, так и внутри бумажных, комбинированных упаковок, стерилизационных коробок, текстильных, металлических и других укладок, трубчатых или массивных трудно стерилизуемых изделий с полостями при их стерилизации в гравитационных паровых стерилизаторах. Контролируемый режим стерилизации в диапазоне: 120+2°С/45+5 минуты и давление пара 0,11+0,02 Мпа, 126 132 Контрольные значения индикатора: а) метка "Н" (снаружи) -120/45; 126/30; 130/20 градусов С/минут соответственно. а) метка "В" (внутри) - 120/20; 126/10; 130/7 градусов С/минут соответственно. Индикатор прямоугольной формы с нанесенными на лицевой стороне двумя цветными метками - индикаторной и элемента сравнения того цвета, который приобретает первая при соблюдении параметров стерилизации, и маркировки, включающей обозначение метода стерилизации, параметры стерилизационной выдержки, логотип предприятия-изготовителя. Индикаторный агент не должен отпечатываться от подложки, проникать через неё, переходить на материал, с которым индикатор может соприкасаться до, в течение или после соответствующего режима стерилизации. Обратная сторона с липким слоем для фиксации в месте контроля и документах архива, закрытым двумя половинками защитной бумаги. Индикатор должен обеспечивать сохранность результатов контроля в течение не менее 12 месяцев. Производится в листах с точечной перфорацией между индикаторами. Гарантийный срок 36 месяцев. Остаточный срок годности на момент поставки - не менее 70% общего срока годности, установленного производителем. Индикатор должен храниться в упаковке изготовителя при температуре от 5°С до 40°С и относительной влажности не выше 80% в защищённом от солнечного света месте. Наименование индикатора, вид стерилизации, класс по ГОСТ, дата изготовления, срок годности, номер партии, условия хранения, штамп ОТК и реквизиты предприятия-изготовителя должны быть указаны на упаковке индикатора. Индикаторы, в том числе использованные, не должны оказывать вредного воздействия на человека и окружающую среду, не требуют особых мер безопасности и могут утилизироваться как безопасные медицинские отходы класса А. Поставляется комплектами не менее 500 тестов |
упак |
4 |
3 |
Индикатор контроля Индикатор химический "ВИНАР-Белок1" контроля эффективности очистки медицинских инструментов |
Характеристики товара: предназначен для определения эффективности очистки медицинских инструментов от протеинов крови, а также для определения наличия остатков протеинов крови на других поверхностях, таких как стенки камеры моечных машин. В основе теста лежит цветная химическая реакция на определение протеинов крови. Чувствительность теста - 1 мкг протеиновых частиц. Длительность стандартного теста - 10 минут.Класс потенциального риска применения медицинского изделия 1. В комплект поставки входят (шт.): пластиковые ампулы объемом 5 мл с готовой к использованию индикатор-ной жидкостью красного цвета - 10, штатив картонный - 1, тампоны для отбора проб - 10, инструкция по применению - 1, упаковочная коробка - 1. Индикатор хранят и транспортируют в упаковке изготовителя при температуре от 2°С до 8°С. Допускается транспортирование при температуре до 25°С не более 5 суток. Срок годности - 1,5 года с даты изготовления, указанной на упаковке. Индикатор не выделяет в окружающую среду токсичных веществ и не оказывают вредного влияния на организм человека при непосредственном контакте. При работе с индикаторами специальных мер безопасности и защиты окружающей среды не требуется. После использования индикаторы подлежат утилизации как бытовые отходы. Кол-во: в упаковке 10 тестов. |
упак |
2 |
4 |
Индикатор контроля Индикатор химический "ВИНАР-Хема1" контроля эффективности очистки медицинских инструментов |
Предназначен для определения эффективности очистки медицинских инструментов в моечных машинах и ультразвуковых мойках, а также для определения наличия следов крови на поверхностях камер моечных машин и ультразвуковых моек. В основе метода лежит цветная химическая реакция окисления тетраметилбензидина перекисными соединениями, катализируемая гемоглобином крови. Чувствительность метода - 0,1 мкг частиц крови в пробе. Длительность стандартного теста - 30 секунд. Класс потенциального риска применения медицинского изделия 1. В комплект поставки входят (шт.): раствор индикатора в пластмассовой ампуле емкостью 1,5 мл - 10, инструкция по применению - 1, тампон (ватная палочка) - 10, штатив картонный - 1, коробка упаковочная - 1. Индикатор хранят и транспортируют в упаковке изготовителя при температуре от 2°С до 8°С. Допускается транспортирование при температуре до 25°С не более 5 суток. Срок годности - 1,5 года с даты изготовления, указанной на упаковке. Индикатор не выделяет в окружающую среду токсичных веществ и не оказывают вредного влияния на организм человека при непосредственном контакте. При работе с индикаторами специальных мер безопасности и защиты окружающей среды не требуется. После использования индикаторы подлежат утилизации как бытовые отходы. Кол-во: в упаковке 10 тестов. |
упак |
2 |
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте, Комиссия соглашается с позицией Заявителя о том, что индикаторы химические "ВИНАР-Хема1" и "ВИНАР-Белок1" производятся только одним произвордителем ООО НПФ "Винар-М".
Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что его потребности могут удовлетворить только индикаторы химические "ВИНАР-Хема1" и "ВИНАР-Белок1", а также документов несовместимости индикаторов иных производителей с имеющимся у Заказчика оборудованием и необходимости обеспечения взаимодействия таких индикаторов с оборудованием, используемым заказчиком.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В случае если у заказчика имеется оборудование, с которым несовместимы иные индикаторы химические кроме "ВИНАР-Хема1" и "ВИНАР-Белок1", то Заказчиком допущено объединение в один лот товаров, которые производятся только одним произвордителем ООО НПФ "Винар-М", с товарами, которые производятся различными производителями, что в свою очередь будет нарушать ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Комиссия также соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе установил в аукционной документации требование к остаточному сроку годности товара.
В п. 1 "Индикатор стерилизации" ч. 3 "Техническое задание" аукционной документации заказчиком установленно, что остаточный срок годности на момент поставки - не менее70% общего срока годности, установленного производителем.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара устанавливаются заказчиком при необходимости.
При этом в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования заказчиков об остаточном сроке годности, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей, ограничение конкуренции и количества участников закупок, остаточный срок годности таких товаров, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого индикаторы сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
Данные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенные нарушения не позволяют аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать аукционной комиссии предписание об аннулировании вышеуказанного аукциона.
07.03.2018 Комиссией в составе: председателя комиссии: Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление); членов комиссии: Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, в отсутствие представителя ООО "СЕГМЕНТ-А" (надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела), в отсутствие представителя ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" (надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела) был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 09:30 12.03.2018. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе в отсутствие представителя ООО "СЕГМЕНТ-А" (надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела), в отсутствие представителя ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" (надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СЕГМЕНТ-А" на действия ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку индикаторов (номер извещения: 0325300033418000016) обоснованной.
2. Признать ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" нарушившей ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку индикаторов (номер извещения: 0325300033418000016).
3. Выдать ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" предписание об аннулировании вышеуказанного аукциона.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 марта 2018 г. N 60-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2018