Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N ЭА 01-02/18 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на оказание услуг связи (далее также - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000518000088),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя и заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 06.03.2018 г. N 66 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий Заказчика при проведении электронного аукциона N ЭА 01-02/18.
Согласно доводам жалобы, аукционная документация содержит указания на класс транспортных средств, не соответствующий классификации, установленной действующим законодательством РФ. В частности, заявитель указывает, что в позициях 1-13,15,16 Приложения N 2 к контракту указаны подклассы транспортных средств, которые в действующей классификации транспортных средств не установлены. Также заявитель отмечает, что согласно требованиям аукционной документации замена транспортных средств на другой класс не допускается, что ограничивает количество участников закупки, имеющих возможность заменить класс транспортных средств, на класс автобуса выше, чем предусмотрено документацией.
Кроме того, по мнению заявителя, заказчик, указав в аукционной документации минимальную вместимость транспортных средств, ограничил количество участников закупки, поскольку не все автотранспортные организации обладают автобусами малого класса вместимостью 25 человек.
Согласно пояснениям заказчика (письмо от 12.03.2018 N 725-18) Постановлением Правительства Тюменской области 20.09.2010 N 271-п, утверждена Методика формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов.
Согласно пункту 3 Постановление Правительства Тюменской области 20.09.2010 N 271-п классы автобусов определяются по габаритной длине (в метрах) и вместимости:
малый - длина от более чем 5,0 метра до 7,5 метра включительно, вместимость в междугородном сообщении в подклассе "А" до 19 пассажиров, в подклассе "Б" и "В" до 28 пассажиров, в городском и пригородном сообщении в подклассе "А" до 26 пассажиров, в подклассе "Б" и "В" до 42 пассажиров, в подклассе "Г" до 13 пассажиров. Автобусы подкласса "В" обладают повышенной проходимостью;
средний - длина от более чем 7,5 метра до 10,0 метра включительно, вместимость в междугородном сообщении до 34 пассажиров, в городском и пригородном сообщении до 67 пассажиров;
большой - длина от более чем 10,0 метра до 16,0 метра включительно, вместимость в междугородном сообщении до 49 пассажиров, в городском и пригородном сообщении в подклассе "А" до 90 пассажиров, в подклассе "Б" до 120 пассажиров.
Согласно указанному Постановлению осуществляется определение тарифов на услуги перевозчиков, а также размер субсидий, необходимых для выполнения перевозок, что и является по сути ценой контракта.
Исходными данными для расчета тарифов являются натуральные показатели, к которым относятся утвержденная маршрутная сеть с указанием класса автобуса, расписание движения по маршрутам, а также пассажирооборот и объем перевозок. Поэтому любые изменения в натуральных показателях неизбежно ведут к изменению тарифа на перевозки.
При определении класса автобуса Заказчиком учитывались основные технические характеристики, такие как: вместимость пассажир, габаритные размеры, база, минимальный радиус разворота, дорожный просвет, размер колес автобусов по причине того, что на более 60% дорог пригородных и междугородных маршрутов района приходится на грунтовки и дороги с щебеночным покрытием. Кроме того, места разворотов автобусов на конечных остановках по внутри поселковым, пригородным и междугородным маршрутам имеют ограниченные размеры.
Вместимость автобусов указана Заказчиком в соответствии со средним пассажиропотоком по маршрутам.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 3 Извещения о проведении электронного аукциона N ЭА 01-02/18 объектом закупки (предметом контракта) является осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Приложение N 2 к аукционной документации (Задание на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам) содержит, в том числе наименование маршрута, вид, класс транспортного средства, а также требование к минимальной вместимости транспортных средств.
Согласно указанному приложению к аукционной документации, класс транспортных средств определен как "Малый Б***", с минимальной вместимостью пассажиров 25 человек; "Малый Б***" с минимальной вместимостью пассажиров 38 человек; "Малый Б" с минимальной вместимостью пассажиров 38 человек; "Малый В***" с минимальной вместимостью пассажиров 25 человек, "Средний ***" с минимальной вместимостью пассажиров 67 человек.
Приложение N 2 к аукционной документации содержит сноску - "***", согласно которой замена на другой класс не допускается.
Также Комиссия отмечает, что аукционной документацией предусмотрен автобус класса "Малый Б" (п.15 Приложение N 2 к аукционной документации), где замена на другой класс автобуса допустима.
Осуществление перевозок по регулируемым тарифам регламентируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ, класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров);
Согласно пояснениям представителя заказчика подклассы автобусов определены с учетом Постановлением Правительства Тюменской области 20.09.2010 N 271-п, а также в связи с состояния дорожного покрытия дорог района, с учетом разворотных площадок на конечных пунктах. Так, класс транспортного средства - "Малый Б" определен в связи с маленькими разворотными площадками на конечных пунктах, где транспортное средство иного класса не сможет осуществить разворот автобуса. Минимальная вместимость пассажиров рассчитана из среднего пассажиропотока по маршрутам.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, учитывая изложенное, приходит к выводу, что предусмотренные аукционной документацией классы транспортных средств определены с учетом потребности заказчика (наличие маленьких разворотов на конечных остановках, состояние дорожного покрытия), более того определенные аукционной документацией классы автобусов не противоречат Федеральному закону N 220-ФЗ, а лишь детализируют в части вместимости пассажиров.
Комиссия отмечает, что согласно п. 2.5 приложения N1 к муниципальному контракту (Техническое задание) Исполнитель контракта при исполнении контракта вправе иметь в собственности либо на ином законном основании транспортные средства, на которых будет осуществлена перевозка пассажиров.
Комиссия, учитывая пояснения заявителя об отсутствии у него в собственности автобусов малого класса не находит препятствии для осуществления перевозки пассажиров автобусами определенными заказчиком в связи с возможностью приобретения транспортных средств установленного заказчиком класса на ином законном основании.
Кроме того, материалами дела установлено, что на участие в закупке поступило и допущено до участия в аукционе две заявки участников закупки, что в свою очередь не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона N ЭА 01-02/18 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на оказание услуг связи (реестровый номер закупки0167300000518000088) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 марта 2018 г. N 49
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2018