Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15.03.2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "_.", действующая на основании доверенности от 14.11.2017 года б/н,
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_.", действующий на основании доверенности от 26.12.2017 года N ЮК-14,
от подателя жалобы - ООО "Гранит-Н":
- "_.", действующая на основании доверенности от 07.03.2018 года N 1/1,
рассмотрев жалобу (вх. N 777 от 02.03.2018 года) ООО "Гранит-Н" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0112200000818000031 на выполнение работ по строительству наружных инженерных сетей и благоустройства домов по ул. Дружбы д. 26, 28, 30, 32, г. Кызыл Республики Тыва и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Гранит-Н" аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки участника закупки ООО "Гранит-Н" несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
Представитель подателя жалобы на заседании Комиссии поддержала жалобу в полном объеме.
Представители государственного заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы и пояснили, что рассмотрение заявок участников электронного аукциона N 0112200000818000031 осуществлялось в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000818000031 на выполнение работ по строительству наружных инженерных сетей и благоустройства домов по ул. Дружбы д. 26, 28, 30, 32, г. Кызыл Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 31.01.2018 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000818000031 на выполнение работ по строительству наружных инженерных сетей и благоустройства домов по ул. Дружбы д. 26, 28, 30, 32, г. Кызыл Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта - 68 806 720 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 19.02.2018 года на момент окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки, которые аукционной комиссией допущены на участие в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 22.02.2018 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 2 в размере 67 430 585,60 рублей, участником закупки N 1 представлено ценовое предложение в размере 67 774 619,20 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 28.02.2018 года заявка участника закупки N 1 (ООО "Энергострой") признана аукционной комиссией соответствующей требованиям, установленным аукционной документации.
Заявка участника закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям, установленным аукционной документации, а именно:
"в заявке участника по предоставленным документам на наличие опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки. По договору подряда отсутствуют копии приложений к договору, являющиеся неотъемлемой частью договора, по муниципальному контракту отсутствуют копии акта (актов) выполненных работ (КС-2), что является не соответствием установленным дополнительным требованиям в согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, дополнительные требования.
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99.
Пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 установлено требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).
Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В примечании к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99(знак <*>) предусмотрено, что наличие опыта исполнения контракта требуется на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, при условии что работы включены в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2 и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В пункте 38.1 Информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99.
Таким образом, участники электронного аукциона N 0112200000818000031 в составе своих заявок обязаны подтверждать наличие опыта исполнения контракта с приложением копии исполненного контракта (договора), акта (актов) выполненных работ и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, если это предусмотрено в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
Как следует из протокола подведения итогов от 28.02.2018 года заявка участника закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям, установленным аукционной документации, в связи с отсутствием опыта исполнения по следующему контракту и договору:
- по договору подряда: отсутствуют копии приложений к договору, являющиеся неотъемлемой частью договора;
- по муниципальному контракту: отсутствуют копии акта (актов) выполненных работ (КС-2).
1.) Как установлено Комиссий Тывинского УФАС России, участником закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") в качестве подтверждения опыта исполнения контракта приложены, в том числе следующие документы:
- договор подряда N 377 от 23.12.2014 года, заключенный между ООО "Энергомонтаж" и ООО "Гранит-Н", на сумму 107 341 830 рублей;
- акты о приемке выполненных работ по указанному договору;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.09.2015 года.
Предметом договора подряда N 377 от 23.12.2014 года является строительство объекта "Здание детского сада по ул. М. Немыткина, 7" (пункт 1.1).
В пункте 11.5 договора подряда N 377 от 23.12.2014 года приведен перечень приложений к указанному договору (приложение N 1 - расчет цены договора, приложение N 2 - техническое задание, приложение N 3 - ответственность подрядчика за нарушения правил безопасности, приложение N 4 - инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме, приложение N 5 - график производства работ).
Приложение к договору - это дополнение к договору, уточняющее его условия ("Современный экономический словарь" Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.).
Проанализировав условия указанного договора, а также учитывая, что в приложениях данного договора указаны такие существенные условия как расчет цены договора, техническое задание, график производства работ, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что указанные приложения являются неотъемлемой частью договора подряда N 377 от 23.12.2014 года.
Вместе с тем, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что участником закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") в составе второй части заявки договор подряда N 377 от 23.12.2014 года представлен без указанных приложений, что свидетельствует о предоставлении данного договора не в полном объеме.
При таких обстоятельствах, представление участником закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") в составе второй части заявки договора подряда N 377 от 23.12.2014 года не в полном объеме (отсутствие приложений, являющихся неотъемлемой частью указанного договора) не является выполнением требования по предоставлению копии исполненного договора, подтверждающего соответствие участника закупки дополнительным требованиям.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в указанной части аукционной комиссией принято правомерное решение о несоответствии заявки участника закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") требованиям, установленным аукционной документации (отсутствие приложений к договору подряда N 377 от 23.12.2014 года).
2.) Также, участником закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") в качестве подтверждения опыта исполнения контракта приложены следующие документы:
- муниципальный контракт N Ф.2016.199117 от 10.08.2016 года на сумму 523 360 790 рублей (далее - Контракт);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат;
- акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 19.10.2017 года;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.10.2017 года.
Как следует из пункта 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99, документами, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются, в том числе:
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Таким образом, участником закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") по указанному критерию предоставлены в составе второй части заявки акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 19.10.2017 года и справка о стоимости выполненных работ и затрат.
В свою очередь, глава 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (подряд) не содержит требований к форме принятия выполненных работ.
Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 года N 100 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, в том числе акт о приемке выполненных работ (КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).
В то же время, приведенные типовые формы актов относятся, во-первых к учетной документации, во-вторых исходя из информации Минфина России N ПЗ-10/2012 с 1 января 2013 года, не являются обязательными к применению.
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов (например, кассовые документы).
Таким образом, законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо установленных форм акта выполненных работ, акта принятия выполненных работ, а равно не устанавливает четкого критерия отличия указанных документов.
При этом, установление дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), в том числе наличие у них опыта работы, предусмотрено для оценки заявок в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок.
Проанализировав представленные участником закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 19.10.2017 года и справка о стоимости выполненных работ и затрат, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что указанные акты содержат как общие сведения (обязательные реквизиты), так и в целом соответствуют требованиям части 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что отклонение заявки участника закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") по формальным основаниям (отсутствие КС-2) не может быть признан правомерным.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
На основании изложенного следует, что аукционной комиссией уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системе в сфере закупок в нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе неправомерно принято решение о признании заявки участника закупки N 2 (ООО "Гранит-Н") несоответствующей требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документацией.
Таким образом, довод подателя жалобы - ООО "Гранит-Н" о неправомерности принятия аукционной комиссией решения о признании его заявки несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, нашел своего подтверждения.
Указанные выше действия членов аукционной комиссии содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гранит-Н" обоснованной.
2. Установить в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания заявки участника закупки ООО "Гранит-Н" несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа и уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии |
"_." |
|
|
Члены Комиссии |
"_."
"_." |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 12 марта 2018 г. N 05-05-06/43-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2018