Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ИНТЭК ГРУПП"(далее - Заявитель) на действияМинистерства обороны Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "АСТ ГОЗ" (далее - Оператор электронной площадки) закрытого аукционана поставку автогрейдера тяжелого до 25 тонн (номер извещения 0173100004518000005) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 15.03.2018 на 16.03.2018.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе требования к ряду технических характеристик автогрейдера тяжелого, которым соответствует продукция только одного производителя - "RM-TEREX", что ограничивает количество участников Аукциона;
2) не ответившего должным образом на запрос Заявителя о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.01.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 179 010 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.03.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 20.03.2017.
1. На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что Заказчик в таблице N 1 приложения N 2 "Наименование и описание объекта закупки" документации об Аукционе установил требования к эксплуатационной массе, габаритным размерам, а именно: длине и ширине,двигателю силовой установки, типу гидронасоса гидросистемы рабочего оборудования, типу гидравлического насоса рулевого управления гидросистемы, типу привода трансмиссии, углу складывания шарнирно-сочлененной рамы (в обе стороны)ходовой части, минимальному радиусу поворота ходовой части, длине грейдерного отвала, совокупности которых соответствует продукция только одного производителя - "RM-TEREX", что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числетребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в таблице N 1 приложения N 2 "Наименование и описание объекта закупки" документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, в том числе требования к длине и ширине, двигателю силовой установки, типу гидронасоса гидросистемы рабочего оборудования, типу гидравлического насоса рулевого управления гидросистемы, типу привода трансмиссии, углу складывания шарнирно-сочлененной рамы (в обе стороны)ходовой части, минимальному радиусу поворота ходовой части, длине грейдерного отвала.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к техническим характеристикамавтогрейдера тяжелого установлены исходя из потребностей Заказчика.
Кроме того, представителями Заказчика представлены документы и сведения, согласно которым совокупности указанных технических характеристик закупаемого товара, установленных Заказчиком в документации об Аукционе, соответствует продукциякомпаний "RM-TEREX", "GPPapenburgInternationalGmbH".
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обратном.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, на запросы Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе направлены ответы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик не ответил должным образом на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (пеней).
Согласно части 7статьи 34 Закона о контрактной системе пени начисляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно изложенному, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (пеней).
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 10.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязательное требование об уплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустоек (пеней)в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного таким контрактом, нарушают часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15,пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИНТЭК ГРУПП" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2018 г. N КГОЗ-055/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2018