На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Р.И.М Портер Новелли" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению конгрессно-выставочных, демонстрационных и обучающих мероприятий с привлечением зарубежных отраслевых экспертов в целях создания площадок для эффективного отраслевого и межотраслевого взаимодействия производителей и потребителей продукции лёгкой промышленности российского производства", шифр "Мероприятия ЛП-2018" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100009518000018) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки в части определения итогового рейтинга заявки на участие в Конкурсе;
2. в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2);
3. Заказчиком не предоставлен ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 14.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 91 951 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.03.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 12.03.2018.
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 2 заявки от участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "СПН КОММС" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 77 687 240 рублей.
1. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки в части определения итогового рейтинга заявки на участие в Аукционе, а именно, формула определения итогового рейтинга не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации, в частности Заказчиком учитывается количество членов Конкурсной комиссии.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 14 Правил итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Согласно Порядку оценки, установленному в Конкурсной документации, "итоговый рейтинг определяется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявок на участие в конкурсе, рассчитанных в соответствии с формулой:
И =(( ЦБi)/n) * 0,6 +((
НЦБi)/n)*0,4, где:
ЦБi - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена Контракта";
НЦБi - количество баллов, присуждаемое по критерию оценки "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
n - количество членов Конкурсной комиссии".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком при расчете итогового рейтинга заявки (предложения) количество членов Конкурсной комиссии учитывается для определения среднего арифметического значения оценок членов Конкурсной комиссии по каждому критерию Порядка оценки, и установлен в связи с необходимостью коллегиального решения конкурсной комиссии в отношении заявок участников Конкурса.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя не представляется возможным.
2. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки по Показателю N 2, а именно, Заказчиком не определено, что будет оцениваться суммарная цена исполненных контрактов или их количество.
Согласно пункту 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
В рамках Показателя N 2 установлен следующий порядок оценки:
"Опытом участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема предмету конкурса будет признан опыт по ранее успешно (т.е. без штрафных санкций, без нарушения сроков и качества оказания услуг) реализованным контрактам для государственных и муниципальных заказчиков за период 01.01.2013 - 31.12.2017 гг. стоимостью не менее 15 000 000,00 рублей по организации и проведению конгрессных и презентационных мероприятий на территории Российской Федерации и/или за рубежом; по организации и проведению демонстрационных мероприятий; по организации массовых мероприятий, направленных на продвижение продукции российского производства на внутренние и внешние рынки; по реализации информацинно-коммуникационных проектов. Конкурсная комиссия оценивает опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема путем изучения данных, представленных в форме 4.4 "Сведения о квалификации участника закупки" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
В подтверждение опыта будут засчитаны исполненные контракты, начатые не ранее 01.01.2013 года и завершенные не позднее 31.12.2017 года (включительно), с приложением копий контрактов (с отражением объекта контракта, сроков исполнения и стоимости каждого этапа, в случае нескольких этапов, и работы в целом), актов сдачи-приемки этапа, в случае нескольких этапов, и работы в целом (с приложениями, перечисленными в актах сдачи-приемки). Один представленный контракт (в том числе многолетний) является подтверждением одного проекта.
Представленный контракт в отсутствие актов сдачи-приемки услуг по нему (в отношении всех этапов), не будет считаться подтверждением опыта участника закупки. Заказчик вправе осуществить проверку представленных сведений о контрактах.
При оценке заявок на участие в конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" будут учитываться только услуги сопоставимого предмету лота конкурса характера и объема, опыт оказания которых документально подтвержден".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что согласно Конкурсной документации по Показателю N 2 оценивается именно количество исполненных контрактов, представленных участником Конкурса в составе заявки, в соответствии с требованиями Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком не предоставлен ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений Конкурсной документации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания сроков такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Извещением, Конкурсной документацией установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.03.2018.
Согласно пункту 34 информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлена, в том числе, дата окончания срока поступления Заказчику запроса о разъяснении положений конкурсной документации, по завершении которого Заказчик не обязан предоставлять разъяснения конкурсной документации - 01.03.2018, дата окончания срока предоставления Заказчиком разъяснений конкурсной документации - 05.03.2018.
Пунктом 2.2.1. установлено, что любой участник закупки вправе направить Заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации по адресу Заказчика, указанному в Информационной карте конкурса, при этом пунктом 2.2.2. установлено, что Заказчик обязан в течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к Заказчику в сроки, указанные в Информационной карте конкурса.
Заявителем в составе обращения представлены сведения, согласно которым Заявителем 01.03.2018 по адресу Заказчику подан запрос о разъяснении положений Конкурсной документации.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что запрос о разъяснении положений Конкурсной документации получен Заказчиком 01.03.2018, при этом запрос и ответ на запрос не опубликованы в ЕИС.
Таким образом, действия Заказчика, не предоставившего разъяснения положений Конкурсной документации, нарушают часть 7 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что Заявитель подавал заявку на участие в Конкурсе, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что данное нарушение Заказчика повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 13.03.2018 по делу N 18/44/105/182 в действиях Заказчика при проведении Конкурса выявлено нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в Конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Вместе с тем, вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку оценка заявок на участие в Конкурсе по данному показателю не повлияла на итоговый рейтинг и распределение баллов.
Также в действиях Заказчика при проведении Конкурса выявлено нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении требования о предоставлении декларации участником Конкурса о том, что такой участник не является офшорной компанией.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников закупки по указанному основанию не отклонялись.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдано.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1, части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать материалы от 16.03.2018 по делу N 18/44/99/126 по нарушению, указанному в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 13.03.2018 по делу N 18/44/105/182 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2018 г. N 18/44/99/126
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2018