Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
в присутствии:
|
|
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" на действия Заказчика - ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" при проведении электронного аукциона N 0360200054018000006 "Ремонт автоподъезда к г.Энгельсу от автодороги "Сызрань - Саратов - Волгоград" - Пристанное - Ершов - Озинки - граница Казахстана" на участке км 0+000 - км 12+460 в Энгельсском районе Саратовской области. I этап (км 3+200 - км 9+200).",
УСТАНОВИЛА:
07.03.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит плюс" на действия Заказчика - ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" при проведении электронного аукциона N 0360200054018000006 "Ремонт автоподъезда к г.Энгельсу от автодороги "Сызрань - Саратов - Волгоград" - Пристанное - Ершов - Озинки - граница Казахстана" на участке км 0+000 - км 12+460 в Энгельсском районе Саратовской области. I этап (км 3+200 - км 9+200)." (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушением норм законодательства о контрактной системе.
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
19.02.2018 в единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 53 134 338,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик не приложил к закупочной документации обязательный файл с внесенными изменениями.
Согласно ч. 6 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На сайте Единой информационной системы размещена документация об Аукционе с внесенными изменениями.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика прикладывать отдельный файл с внесенными изменениями.
Следовательно, довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что в документации об Аукционе неправомерно неустановленно требование о наличии у участника закупки членства в самороегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги "Саратов - Тепловка - Базарный Карабулак - Балтай" на участке км 0+585 - км 9+625 в Саратовской области, которые не относятся к работам по капитальному ремонту.
Таким образом, для выполнения работ по текущему ремонту не требуется наличие у участника закупки членства в саморегулируемой организации, в связи с чем, довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что в документации об Аукционе не установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства N 99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.
Согласно п. 5 Постановления Правительства N 99 товары, работы, услуги к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации относится выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей.
Объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги "Саратов - Тепловка - Базарный Карабулак - Балтай" на участке км 0+585 - км 9+625 в Саратовской области, которые не относятся к работам по капитальному ремонту, следовательно, Заказчиком правомерно не установил в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к компонентам товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Приложение N1 к документации об Аукционе "Сведения о конкретных показателях и товарном знаке (при его наличии), товаров (материалов), предполагаемых для использования при выполнении работ" Заказчик установил требование к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ (далее - Приложение N1)
Так, в п. 1 Приложения N1 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. (горячий пористый крупнозернистый. асфальтобетон марка I) для устройства выравнивающего слоя" указаны следующие характеристики: водонасыщение, в % по объему св. 4 до 10; пористость минеральной части, в % - не более 23; остаточная пористость св. 5,0% до 10%.
В этом же пункте Приложения N 1 "Щебень из плотных горных пород, смесь фракций от 5 до 20 мм (в составе горячего пористого крупнозернистого асфальтобетона марки I)" указаны следующие характеристики: содержание зерен слабых пород - не более 10%; содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - не более 35 %, содержание пылевидных и глинистых частиц: - из изверженных и метаморфических горных пород марок от 600 до 800 включ.- не более 1%, из осадочных горных пород марок от 600 до 1200 включ. - не более 2%; содержание глины в комках - не более 0,25%.
В пункте 1 Приложения 1 также указаны характеристики "Битум марка БНД 60/90 (в составе горячего пористого крупнозернистого асфальтобетона марки I)": глубина проникания иглы, 0,1 мм: при 25 °С от 61 до 90; при 0 °С не менее 20; температура размягчения по кольцу и шару, не ниже 47 °С; растяжимость: при 25 °С, не менее 55 см; при 0 °С, не менее 3,5 см. Температура хрупкости, не выше -15 °С; температура вспышки, не ниже 230 °С; изменение температуры размягчения после прогрева, не более 5 °С.
В пункте 1 Приложения 1 также указаны характеристики "Песок из отсевов дробления (в составе горячего пористого крупнозернистого асфальтобетона марки I)": содержание глинистых частиц - не более 0,5 %.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования указаны в п. 2.1 раздела 2 документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация об Аукционе содержит Инструкцию по представлению конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, в которой указано, что в случае, если показатель (или его значение), установленный в Приложении N 1 к проекту контракта к Документации об электронном аукционе для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в т. ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "от", "до", и т.п.), не сопровождается знаком "*", то участник закупки в своей заявке, должен указать диапазонное значение показателя в установленных требованиями пределах.
Вместе с тем, Приложение N 1 не содержит показателей, сопровождающихся знаком "*", следовательно, участникам закупки не требуется указывать конкретные показатели в первой части заявки.
Таким образом, требование Заказчика об указании в первой части заявки диапазонного значения показателей в соответствии с требованиями ГОСТ, не нарушает требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 12.03.2018.
В разделе 12 Информационной карты документации об Аукционе указано, что дата окончания предоставления разъяснений - 07.03.2018 года.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что дата окончания предоставления разъяснений установлена 07.03.2018 года, в связи с тем, что этот день является последним рабочим днем.
Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Исходя из требований ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе последним днем подачи запросов на разъяснения положений Документации об Аукционе является 08.03.2018, поскольку 08.03.2018 является нерабочим днем, то в силу ст. 191 ГК РФ последним днем подачи запросов на разъяснения положений документации должен являться следующий за ним рабочий, то есть 12.03.2018.
Соответственно последним днем предоставления разъяснений положений Документации в силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе является 14.03.2018.
Таким образом, Заказчик, указав несоответствующую требованиям законодательства о контрактной системе дату предоставления участникам аукциона разъяснений положений Документации об Аукционе, допустил нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
До даты окончания дачи разъяснений положений документации об Аукционе Заказчику поступил один запрос на разъяснение, который размещен в Единой информационной системе в сфере закупок 07.03.2018 года, Заявитель с запросом о даче разъяснений не обращался.
Предписание об устранении допущенных нарушениях Комиссия Саратовского УФАС России решила не выдавать, в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" на действия Заказчика - ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" при проведении электронного аукциона N 0360200054018000006 "Ремонт автоподъезда к г.Энгельсу от автодороги "Сызрань - Саратов - Волгоград" - Пристанное - Ершов - Озинки - граница Казахстана" на участке км 0+000 - км 12+460 в Энгельсском районе Саратовской области. I этап (км 3+200 - км 9+200)." необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" нарушения ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушениях не выдавать, в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
|
_____________________ (подпись) |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 марта 2018 г. N 47-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018