Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
|
|
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян |
|
М.В. Соко, |
рассмотрев дело N 299/03 возбужденное по жалобе Заявителя на действия заказчика, содержащие признаки нарушения норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя заказчика - Бутрименко А.В., в отсутствие заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 26.02.2018 г. (вх. N 2791) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса N0158300042218000008 "Разработка ПСД на объект газификации "Строительство распределительных газовых сетей в х. Глухомановский" (далее - конкурс, закупка).
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона, принята к рассмотрению. Уведомление о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлено в адрес заявителя, заказчика по электронной почте указанных лиц. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
Жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя.
Жалоба рассмотрена в присутствии представителя заказчика. В материалы дела заказчиком представлены письменные возражения.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
12.02.2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы заказчика разметил извещение о проведении закупки и документацию, регламентирующую порядок ее проведения.
Начальная максимальная цена контракта составила 7021100.00 руб.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация должна содержать в том числе:
-наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (ч. 2 ст. 50 Закона).
Руководствуясь поименованными выше нормами Закона для проведения обжалуемой закупки, заказчик разработал конкурсную документацию.
Комиссия Ростовского УФАС России изучив извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию, выслушав пояснения заказчика, приходит к следующим выводам:
1) Согласно доводу жалобы извещение и конкурсная документация не содержат: порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, условий банковской гарантии, порядка внесения обеспечения исполнения контракта, а так же информации о банковском сопровождении контракта.
В п.п. 23, 29 информационной карты конкурсной документации заказчик установил требования к размерам, способам и порядку внесения денежных средств, если такой способ выберет участник, обеспечения заявки и исполнения контракта, которые не входят в противоречия с положениями п.п. 10,11 ч. 1 ст. 50, ст.ст. 45, 96 Закона.
В п. 30 информационной карты конкурсной документации заказчиком установлено условие о том, что банковское сопровождение контракта не требуется.
Статьей 35 Закона предусмотрено условие о банковском сопровождении контракта, случаи осуществления банковского сопровождения контрактов определяют Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов".
Проверяемая закупка не подпадает под случаи, при которых устанавливается требование о банковском сопровождении контракта.
Жалобу заявителя по доводу 1) надлежит признать необоснованной.
2) Согласно доводам жалобы извещение о проведении закупки не содержит единые требования к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона.
Довод опровергается материалами дела, жалобу заявителя по доводу 2) надлежит признать необоснованной.
3) Согласно доводу жалобы в документации об аукционе заказчиком установлено требование о декларировании соответствия участника закупки п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона.
Исходя из буквального толкования п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона требование к участнику закупки об "обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности" предъявляется, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.
Согласно положений ст. 110.1 Закона контракт, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства, должен содержать условия, согласно которым:
Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого контракта, путем разработки проектной документации объекта капитального строительства на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства;
заказчик имеет право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.
Таким образом, предметом конкурса является выполнение работ по разработке проектной документации, исключительные права на результаты которых должны принадлежать заказчику.
На основании изложенного, требование заказчика о соответствии участника закупки требованию, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона не противоречат законодательству о контрактной системе, жалобу заявителя по доводу 3) надлежит признать необоснованной.
4) Согласно доводу жалобы, в форме по заполнению заявки установлено требование о декларировании принадлежности к субъектам малого предпринимательства, при этом извещение о проведении закупки и документация не содержат ограничения участия в закупке субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП). При этом при проведении конкурса декларация о принадлежности участника закупки к СМП прямо включена в перечень информации, предоставляемой участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе (подпункт "и" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона).
Таким образом, ст. 30 Закона установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона, является декларация.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе).
Таким образом, положения конкурсной документации о предоставлении декларации о принадлежности участника такого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в составе конкурсной заявки является обоснованным и правомерным только в том случае, если соответствующее ограничение установлено заказчиком.
В рассматриваемом случае ограничений участия в закупки субъектов малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями не установлено, а формой заявки предусмотрено декларирование принадлежности к таким субъектам, что свидетельствует о нарушении заказчиком п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона.
Жалобу заявителя по доводу 4) надлежит признать обоснованной.
5) Согласно доводу жалобы заказчиком не установлены требования к предложению участника открытого конкурса.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 51 Закона установлено, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе, которая должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе и предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
В составе конкурсной документации, проверяемой закупки, заказчиком представлены в том числе:
- форма заявки на участие в конкурсе (1.4.2);
- форма предложение о цене контракта (1.4.2.1);
- форма опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (1.4.2.2).
Таким образом, положения конкурсной документации не входит в противоречие с положениями Закона.
При этом, нормы Закона предусматривают обязанность заказчика устанавливать требования к заявке, подаваемой для участия в закупке. В свою очередь, конкурсная комиссия отношения к оформлению и утверждению конкурсной документации не имеет и при решении вопроса о допуске участника к участию в закупке, руководствуется исключительно условиями утвержденной заказчиком документации.
Рассмотрение жалобы заявителя осуществлялось в рамках Закона, положениями которого предусмотрена обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов подателем жалобы (ч. 9 ст. 105 Закона).
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении законных прав и интересов заявителя действиями заказчика.
Жалобу заявителя по доводу 5) надлежит признать необоснованной.
6) Согласно доводу жалобы имеются разночтения в датах окончания приема заявок, установленных в извещении и конкурсной документации.
В соответствии с пунктами 1 и 6 части 3 статьи 49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (пункт 6 статьи 42 Закона), а также место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам.
Частью 10 статьи 51 Закона установлено, что прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 1 статьи 52 Закона конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Закона непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.
Аналогичный положениям Закона порядок приема заявок на участие в конкурсе установлен заказчиком и представлен в п. 22 информационной карты документации, даты и время окончания подачи заявок, указанные в нем согласуются с извещением.
Таким образом, доводы жалобы опровергаются материалами дела, жалобу заявителя по доводу 6) надлежит признать необоснованной.
7) Согласно доводу заказчиком в нарушение Закона установлено требование к платежному поручению, подтверждающему перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 51 Закона предусмотрено, что конкурсная заявка должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
В п. 4.5.1 конкурсной документации заказчиком установлено, что участники закупки в составе заявки на участие в конкурсе предоставляют документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия) на сумму, выраженную в рублях и указанную в Информационной карте конкурса.
Данное требование противоречит действующей редакции Закона, установление указанного выше требования к обеспечению заявки свидетельствует о нарушении заказчиком ч. 1 ст. 50 Закона. Жалобу заявителя по доводу 7) надлежит признать обоснованной.
8) Согласно доводу жалобы требование к банковской гарантии заказчиком установлено с нарушением норм Закона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 45 Закона банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
Согласно п. 4.5.2 конкурсной документации: "Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе должна соответствовать требованиям статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ, _ должна содержать:
в) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки...".
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Таким образом, в связи с тем, что Законом не установлено, что срок за который гарант обязан уплатить заказчику неустойку исчисляется рабочими днями, следовательно срок будет исчисляется календарными днями.
На основании изложенного, Комиссия Ростовского УФАС приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя, в части указания заказчиком обязанности гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки.
Жалобу заявителя по доводу 8) надлежит признать необоснованной.
9) Согласно доводу жалобы порядок вскрытия конвертов в обратном хронологическом порядке противоречит Закону.
Порядок вскрытия конвертов закреплен в ст. 52 Закона. Анализ указанной нормы Закона показывает, что законодательно не запрещено вскрывать конверты в обратном хронологическом порядке.
Жалобу заявителя по доводу 9) надлежит признать необоснованной.
10) Согласно доводу жалобы, требование заказчика об обязанности участника закупки известить конкурсную комиссию о намерении осуществлять аудио- или видеозапись процедуры вскрытия конвертов противоречит Закону.
Порядок вскрытия конвертов закреплен в ст. 52 Закона. Анализ указанной нормы Закона показывает, что законодательно заказчику не запрещено устанавливать требование и (или) условие об уведомлении участником закупки о своем намерении осуществлять аудио- или видеозапись процедуры вскрытия конвертов.
Жалобу заявителя по доводу 10) надлежит признать необоснованной.
11) Согласно доводам жалобы заказчиком в нарушение положений Закона установленным антидемпинговые меры.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В п. 36 информационной карты конкурсной документации заказчиком установлено: "В случае, если предложенная в заявке участника открытого конкурса цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник открытого конкурса, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ".
Требования к антидемпинговым мерам, установленные заказчиком не входят в противоречие с положениями Закона, в связи с чем жалобу заявителя по доводу 11) надлежит признать необоснованной.
12) Согласно доводу жалобы конкурсная документация не содержит информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственного лица за заключение контракта.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
В п.п. 1,2 информационной карты конкурсной документации заказчиком не представлена информация, поименованная в п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона.
Доводы жалобы подтверждены материалами дела, заказчика надлежит признать нарушившим ч. 1 ст. 50 Закона, жалобу заявителя по доводу 12) обоснованной.
13) Согласно доводу жалобы в сроках выполнения работ указанных в извещении и в документации о закупке имеются разночтения.
Пунктом 2 ст. 42 Закона предусмотрено, что извещение о проведении закупки должно содержать в том числе сроки поставки товара или завершения работы.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса информацию установленную требованиями Закона.
Таким образом, извещение о проведении закупки и документация к такой закупке должна содержать идентичную информацию относительно предмета закупки и условий закупки.
При проверке положений извещения о проведении обжалуемого конкурса и документации к нему установлено, что указанные два документа содержат различные даты начала выполнения работ по контракту.
Наличие разночтений в датах начала выполнения работ свидетельствуют о нарушении заказчиком ч. 1 ст. 50 Закона.
Жалобу заявителя по доводу 13) надлежит признать обоснованным.
14) Согласно доводу жалобы начальная максимальная цена контракта рассчитана с нарушением требований ст. 22 Закона.
Статьей 99 Закона разграничены полномочиями по контролю за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (ч. 8 ст. 99 Закона). Такой контроль не относится к компетенции Ростовского УФАС России, следовательно, жалоба заявителя по доводу 14) не может быть рассмотрена.
15) Согласно доводу жалобы заказчик в извещении о проведении конкурса не устанавливает требование для участников закупки привлекать субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве субподрядчиков.
Частью 1 ст. 30 Закона установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона.
Таким образом, помимо проведения определения поставщика, участниками которого могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, заказчики также могут устанавливать требование для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), привлекать субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве субподрядчиков, что позволит заказчикам исполнить требования части 1 статьи 30 Закона.
Материалами подтвержден довод заявителя об отсутствии в извещении о проведении конкурса требований для подрядчиков, исполнителей, привлекать субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве субподрядчиков.
Установленные заказчиком положения в извещении, документации о закупке и проекте контракта не должны противоречить друг другу. Установленное заказчиком в конкурсной документации и проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должно в обязательном порядке устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона, жалобу заявителя по доводу 15) надлежит признать обоснованной.
16) Согласно доводу жалобы заказчиком не установлен порядок применения официального курса иностранной валюты к российскому рублю.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в сфере обеспечения закупок товаров, работ, услуг заказчиками, основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит в том числе из Закона и других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов, изданных во исполнение указанных законов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона сферой применения Закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона участником закупки может являться любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, иностранные организации имеют право принимать участие в определении поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в соответствии с Законом и выполнять работы, оказывать услуги, поставлять товар в соответствии с заключенными договорами.
В соответствии с частью 2 статьи 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 50 Закона в документации о торгах должна быть указана информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
Таким образом, цена контракта, заключаемого по итогам торгов, может быть определена в иностранной валюте. В этом случае заказчик должен указать в документации о закупке сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта.
В рассматриваемом случае конкурсной документацией установлено что цена контракта и расчет с победителем конкурса производится в российских рублях, в связи с чем, у заказчика отсутствовала необходимость указания информации поименованной в 2,3 ч. 1 ст. 50 Закона в конкурсной документации.
Жалобу заявителя по доводу 16) надлежит признать необоснованной.
17) Согласно доводу жалобы по нестоимостным критериям оценки заказчиком в нарушение положений Закона одновременно установлено условие о применение формулы расчета количества баллов и шкалы, предельных величин значимости показателей оценки.
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона и действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пункт 4 части 1 статьи 32 Закона).
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливаются его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно выбирает способ оценки показателя (применение формулы расчета количества баллов или шкалы, предельных величин значимости показателей оценки), ограничений по выбору способа Законом и Правилами не установлено.
Положениями обжалуемой документации по нестоймостным критериям оценки заказчиком предусмотрено, что количество баллов, присуждаемых по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" подлежит расчету:
1) по формуле НЦБ1= КЗ1 х 100 х (Ki / Kmax), где:
НЦБ1- количество баллов, присуждаемых по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
КЗ1 - коэффициент значимости показателя КЗ1=0,7.
Ki - предложение участника закупки (количество контрактов (договоров), заявка которого оценивается, сведения о которых содержатся в заявке i-го (оцениваемого) участника, принятыми комиссией для оценки заявки i-го участника;
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки, сведения о котором содержится в заявке участника, представившего сведения о наибольшем количестве контрактов (договоров), принятыми комиссией для оценки заявки i-го участника.
2) в баллах от 0 до 100 баллов следующим образом:
- 100 баллов при наличии в заявке участника закупки 25 и более копий исполненных контрактов/договоров;
- 60 баллов при наличии в заявке участника закупки от 12 до 24 копий исполненных контрактов/договоров;
- 20 баллов при наличии в заявке участника закупки от 1 до 11 копий исполненных контрактов/договоров;
- 0 баллов при отсутствии в оцениваемой заявке копий исполненных контрактов/договоров.
Таким образом, положения конкурсной документации по оценке заявок не соответствует Правилам оценки, которая в силу требований пункта 2 Правил оценки должна применяться в отношении всех закупок, осуществляемых посредством конкурсных процедур.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Заказчиком нарушена ч. 9 ст. 32 Закона, жалобу заявителя по доводу 17) надлежит признать обоснованной.
18) Согласно доводу жалобы документация о закупке и проект контракта не содержат идентификационный код закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Изучив конкурсную документацию, проект контракта, Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы заявителя подтверждается указанными документами закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта идентификационный код закупки, нарушают часть 1 статьи 23 Закона, жалобу заявителя по доводу 18) надлежит признать обоснованной.
19) Согласно доводу жалобы, по тексту проекта контракта заказчик использует разные определения победителя контракта - "исполнитель" и "подрядчик".
Рассмотрение жалобы заявителя осуществлялось в рамках Закона, положениями которого предусмотрена обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов подателем жалобы (ч. 9 ст. 105 Закона).
В жалобе заявитель не приводит доказательств, каким образом использование понятий "исполнитель" и "подрядчик" в тексте проекта контракта нарушают его права и законные интересы, кроме того в описании данного довода заявитель не ссылается на норму Закона, которой бы противоречило обжалуемое положение проекта контракта.
Жалобу заявителя по доводу 19) надлежит признать необоснованной.
20) Согласно доводу жалобы в проекте контракта установлено требование к участнику закупки, противоречащее ч. 3 ст. 33 Закона.
В п. 2.1.7 проекта контракта заказчиком установлено: "Использовать для выполнения работ специалистов, квалификация, опыт, компетентность которых позволяют осуществлять надлежащее и своевременное выполнение Работ".
В рассматриваемом случае данное требование заказчика не может расцениваться как установление требований ограничивающих число участников закупки поскольку, предмет закупки предполагает, что работы по разработке проектной документации осуществляют компетентные специалисты, имеющие соответствующее образование. Кроме того, в рассматриваемом случае данное положение следует трактовать как условие выполнение контракта, а не требование к участнику закупки.
Жалобу заявителя по доводу 20) надлежит признать необоснованной.
21, 22) Согласно доводам жалобы ответственность сторон по контракту не соответствует положениям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с положениями Закона заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта.
Согласно части 1 статьи 34 контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Так, Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее - Правила, постановление N 1042).
Учитывая, что Законом не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, то размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
- размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства;
- размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
При этом пункты 3 - 6, 9 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Анализ проекта контракта, представленного в составе конкурсной документации показал, что порядок расчета размера штрафа указан для цены контракта не превышающей 3 млн. руб., по п. 9 Правил размер штрафа установлен заказчиком для цены контракта не превышающей 3 млн. руб., в то время как начальная максимальная цена контракта составила 7021100 руб., в проекте контракта отсутствуют условия о штрафных санкциях по п. 6 Правил.
Жалобу заявителя по доводам 21, 22) надлежит признать обоснованной.
23) Согласно доводам жалобы, срок действия банковской гарантии заказчиком не установлен.
Частью 3 ст. 96 Закона предусмотрено что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования установлены заказчиком в конкурсной документации.
Жалобу заявителя по доводу 23) надлежит признать необоснованной.
24) Согласно доводу жалобы в проекте контракта заказчиком установлено условие о том, что права на проектную документацию перейдут заказчику, а не муниципальному образованию от имени которого выступает заказчик.
Частью 1 ст. 110.2 Закона установлено, что контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
В п. 12.2 проекта контракта предусмотрено: "_с момента подписания обеими Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ, авторские права на проектную документацию, разработанную Подрядчиком по настоящему Контракту, переходит к Заказчику в полном объеме с правом распоряжения любым не противоречащим закону и существу исключительного авторского права способом, с правом по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование исключительного права, а также его отчуждения другому лицу или предоставления другому лицу права его использования в установленных пределах. В случае, если Контракт расторгается (прекращается) досрочно, в момент расторжения (прекращения) Контракта к Заказчику переходят авторские права на всю проектную документацию, разработанную Подрядчиком до момента расторжения (прекращения) Контракта..".
В рассматриваемом случае заказчиком выступает Администрация муниципального образования "Обливское сельское поселение" Обливского района Ростовской области, т.е. муниципальное образование, упомянутое в ч. 1 ст. 110.2 Закона.
Таким образом, положения проекта контракта не входят в противоречие с положениями ч. 1 ст. 110.2 Закона.
Жалобу заявителя по доводу 24) надлежит признать необоснованной.
25) Согласно доводу жалобы проект контракта не содержит условия о порядке и сроках оплаты работ.
В силу ч. 13 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы или услуги.
Условия по цене контракта и порядку расчетов, представлены заказчиком в разделе 3 проекта контракта, положения п.п. 3.5-3.6 не входят в противоречие с нормами Закона.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в конкурсной документации условия оплаты работ создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
26) Согласно доводу жалобы заказчиком установлено, что опыт участника должен подтверждаться контрактами, по которым участник являлся генеральным проектировщиком.
Пунктом 28 Правил установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 правил.
Согласно положениям обжалуемой конкурсной документации по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" заказчиком рассматривается опыт по разработке проектно-сметной документации на строительство распределительных сетей газоснабжения.
В качестве документов, подтверждающих опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема поданному показателю, участник представляет одновременно в полном объеме в составе заявки на участие в открытом конкурсе: копии исполненных в качестве генерального проектировщика контрактов (договоров) на разработку проектно-сметной документации на строительство распределительных сетей газоснабжения с положительными заключениями государственной (негосударственной) экспертизы проектно-сметной документации (все листы), полученными в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (за период 2013 - 2017 г.г. предшествующие дате размещения извещения о проведении настоящего конкурса на официальном сайте (ЕИС)) и копии актов сдачи - приемки выполненных работ (оказанных услуг) в отношении предоставленных копий контрактов (договоров) (согласно установленному показателю). В случае, если в контракты (договоры) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения).
Установление Заказчиком требований о наличии у участника закупки опыта по успешному выполнению участником в качестве генерального проектировщика работ по разработке проектно-сметной документации на строительство распределительных сетей газоснабжения обусловлено особой спецификой выполнения данных видов работ, а также соответствует объекту закупки.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в конкурсной документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Жалобу заявителя по доводу 26) надлежит признать необоснованной.
Выявленные нарушения Закона являются основанием для выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания о внесении изменений в конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона и с учетом замечаний отраженных в настоящем решении.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Логвинова А.А. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 1 ст. 23, ч. 9 ст. 32, ч. 1 ст. 50 Закона.
3. Заказчику выдать обязательное для исполнения предписание о внесение изменений в конкурсную документацию, продлении сроков на подачу заявок в соответствии ч. 6 ст. 50 Закона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
М.А. Благодарев |
|
|
Члены комиссии: |
Т.С. Акопян |
|
М.В. Соко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 марта 2018 г. N 299-03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2018