Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2018 г. |
г. Томск |
||
Решение изготовлено в полном объеме "21" марта 2018 г. |
|
||
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |||
Шевченко В.И. |
руководителя Томского УФАС России; |
||
членов комиссии: | |||
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
||
Лосева В.Г., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
||
Засуховой Э.Д., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
||
Некрасовой Л.А., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
||
Вилесовой А.А., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
рассмотрев в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/35-18, возбужденное по жалобе ООО "НовТехСтрой"(далее - Заявитель)на действияДепартамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" (извещение N0165300010518000083http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view .html?printFormId=53727459),http://www.zakupki.gov.ru/epz/order/notice/pr intForm/view.html?printFormId=29076964
при участии представителей:
-Заказчика Куликова Е.А. (доверенность от 12.01.2018 N 01-01-02-06/215);
-уполномоченного органа Администрации Города Томска (далее - Уполномоченный орган) Комогорцева А.В. (доверенность от 22.01.2018 N343);
без участия Заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела N 03-10/36-18 надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилась ООО "НовТехСтрой"с жалобой (вх.N1348 от 07.03.2018) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск"(извещение N0165300010518000083), нарушающие, по мнению Заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
Из жалобы следует, что в нарушение законодательства о закупках Заказчик:
-нарушил положения закона 44-ФЗ, установив дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе на 09.03.2018 выходной день.
-установив требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99) о наличии опыта, не выбрал группу работ строительных, по которой необходимо представлять наличие опыта.
Заявитель требует приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу, признать действия заказчика нарушающими требования Закона 44-ФЗ, выдать предписание об устранении нарушения законодательства.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика и Уполномоченного органа нарушения отрицали, поддержали доводы, изложенные в ранее представленных в Томское УФАС России письменных отзывах на жалобу.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, письменныепояснения по жалобе Заказчика и Уполномоченного органа, заслушав лиц, присутствующих при рассмотрении дела N 03-10/36-18, а также проведя внеплановую проверку на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ всех материалов электронного аукциона N0165300010518000083, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0165300010518000083и документация о проведении электронного аукциона размещены на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок(zakupki.gov.ru)(далее - Официальный сайт, ЕИС) -20.02.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 309219824, 82 руб.
Идентификационный код закупки-183702105427170170100100680014211244.
Заказчик- Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска.
Уполномоченный орган - Администрация Города Томска.
Объект закупки - выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск".
Код закупки ОКПД2: 42.11.20.000 - работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлётно-посадочных полос аэродромов который в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 включен в код 42.
На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам проведения электронного аукциона N0165300010518000083не заключен.
В силу п.3 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
Частью 6 ст.63 Закона 44-ФЗ о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Приведенной норме корреспондируют и положения части ст.65 Закона 44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации определены дата и время окончания подачи заявок -09.03.2018 в 09 часов 00 минут.
09.03.2018 является выходным днём в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2017 N1250 "О переносе выходных дней в 2018 году".
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контрактапревышает три миллиона рублей.
Следовательно, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе должен быть установлен так, чтобы с даты размещенияизвещения иаукционной документации до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Установленный ч.6 ст.63 и ч.6 ст.65 Закона 44-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в электронном аукционе с даты размещенияизвещения и аукционной документации (не менее пятнадцати дней) заканчивается07 марта 2018 года (пятнадцатый день с даты размещения извещения и аукционной документацию).
9 марта 2018 года является семнадцатым днем с даты размещения извещения о проведении электронного аукциона N0165300010518000083и аукционной документации, 12 марта 2018 года -двадцатым днем.
В этой связи установление Заказчиком даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на семнадцатый день (9 марта 2018 года) с даты размещенияизменений в извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию не противоречит требованиям ч.6 ст. 63 и ч.6 ст.65 Закона 44-ФЗ.
Таким образом, довод жалобы о неправомерном установлении даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подтверждения не находит.
Согласно п.16 документации об Аукционе установлены предусмотренные Постановлением N99 следующее требование к участникам закупки:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В соответствии с п.17 документации об Аукционе в качестве подтверждения опыта участник закупки должен представить:
-копию исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
-копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В документации об аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется, для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям Постановления N99.
Таким образом,подтвердился довод жалобы о не установлении группы работ, наличие контракта на выполнение которых требуется, для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям Постановления N99.
Проведя внеплановую проверку всех материалов электронного аукциона (извещение N0165300010518000083) Комиссия Томского УФАС России выявила нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
Согласно ч.3 ст.64 Закона 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.63 Закона 44-ФЗ информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона 44-ФЗ.
Согласно ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В силу ч.3 ст.31 Закона 44-ФЗ системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.31 Закона 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч.6 ст.31 Закона 44-ФЗ, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно п.2 приложения N1 к Постановлению N99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В п.16 документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно п.17 документации об АукционеВ качестве подтверждения опыта участник закупки должен представить:
-копию исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
-копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Исходя из анализа положений ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), данная норма регулирует отношения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В силу п.10.1 ГрК РФ автомобильные дороги относятся к объектам капитального строительства - линейным объектам. В соответствии с п.14.1 ст.1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменений класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охраняемых зон таких объектов.В силу п.14.3 ст.1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охраняемых зон таких объектов.
В соответствии с п. 11 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
Согласно проекту контракта работы, должны быть выполнены в соответствии с техническими заданиями (Приложения N1-17 к Контракту), из которых следует необходимость выполнения работ по восстановлению изношенного покрытия, нанесению разметки после завершения ремонта, т.е. работпри выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Следовательно, объектом закупки являются работы по восстановлению параметров объекта до исходных данных, которые не приводят к изменению параметров линейного объекта (автомобильной дороги) и их участков, которые в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" относятся к работам по ремонту автомобильных дорог, не входят в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 и не относятся к работам по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства (линейным объектам).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск". Код закупки ОКПД2: 42.11.20.000 - работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, который в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 включен в код 42.
Согласно положениям документации об Аукционе, состав работ поремонту улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск", предусмотренных в рамках исполнения контракта, не относится к строительным работам, включенным в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД 2.
Учитывая изложенное, работы, предусмотренные документацией об Аукционе, являются работами по ремонту улично-дорожной сетии не относятся к строительным работам, для выполнения которых устанавливаются дополнительные требования к участникам в соответствие с ПостановлениемN99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, неправомерно установлены требования к участникам закупки согласно Постановлению N99.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика, не соответствуют ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ и нарушают ч.6 ст.31 Закона 44-ФЗ.
Вместе с тем ходепроведения внеплановой проверки, не было установлено того, что действия заказчика по включению в документацию об аукционе дополнительных требований в соответствие с Постановлением N99, повлекли невозможность подачи участником закупки заявки и, как следствие, ограничили количество участников торгов и повлияли на результат закупки.
Вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения подрядчика, поскольку в связи с указанным нарушением ни одна из поданных заявок на участие в Аукционе не отклонена аукционной комиссией.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что положения, утвержденные Заказчиком в документации об электронном аукционе, не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика.
Согласно п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14 (далее-Регламент) Комиссия вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 33, 64,99, 105, 106 Закона 44-ФЗ, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Градостроительного кодекса РФ, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО"НовТехСтрой"на действия Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томскапри проведении электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" (извещение N0165300010518000083) обоснованной частично.
2. Признать заказчика нарушившим ч.6 ст.31 Закона 44-ФЗ.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела N03-10/35-18 должностному лицу, уполномоченному, в силу ст.28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях.
Председатель комиссии |
|
Шевченко В.И. |
Члены комиссии: |
|
Алиев Р.А. |
|
|
Лосев В.Г. |
|
|
Засухова Э.Д. |
|
|
Некрасова Л.А. |
|
|
Вилесова А.А. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 16 марта 2018 г. N 03-10/35-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2018