Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5531-ЭП/18 от 05.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание транспортных услуг для нужд Русского музея (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.02.2018 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100017618000004. Начальная (максимальная) цена контракта 14 525 000, 00 руб.
В жалобе ООО "Петербургская Транспортная Компания N 1" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного порядка описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара,в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, как уже отмечалось ранее, такие параметры не должны ограничивать количество участников закупки.
Комиссией УФАС установлено, что требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
Заказчик указывает в требованиях к автомобилям типов 1 и 2, в том числе, следующие требования: "Расход топлива на 100 км в смешанном цикле: не более 4,3 л не менее 4,8 л", "Выбросы СО? не более 114 г/км не менее 119 г/км".
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлены взаимоисключающие требования к значениям показателей товаров, используемым при оказании услуг.
Комиссия УФАС находит не основанными на нормах Закона о контрактной системе пояснения Заказчика, согласно которым характеристики, указанные в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе, необходимо принимать во внимание в совокупности с положениями инструкции по заполнению первой части заявки, согласно которой, в случае наличия в установленных Заказчиком показателях товара словосочетания "не более_не менее_",это означает, что указанное значение показателя определяется диапазоном значений (диапазонный показатель), следовательно, участнику закупки необходимо предложить товар с верхней (нижней) границей равной или большей (меньшей) значения, установленного Заказчиком, к нижней и верхней границе диапазона, без сопровождения фраз "не более", "не менее". Диапазонное значение, указанное участником, должно однозначно устанавливать нижний и верхний предел диапазона (например "0-5"). Так, как уже отметалось, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом Закон о контрактной системе не предусматривает возможности установления заказчиком правил прочтения (толкования) установленных в порядке указанной статьи требований к товарам, используемым при оказании услуг. Более того, ссылка заказчика
Из описания, в том числе, следующих требований к используемым товарам: "Расход топлива на 100 км в смешанном цикле: не более 4,3 л не менее 4,8 л", "Выбросы СО? не более 114 г/км не менее 119 г/км", Комиссия УФАС
не усматривает, что по своему буквальному значению указанные показатели установлены Заказчиком в виде диапазонных значений. Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе по своему смыслу должна способствовать правильному заполнению участниками закупки заявок на участие в аукционе, в том числе, правильному указанию характеристик товаров, соответствующих требованиям, установленным Заказчиком в документации и не должна содержать положения, искажающие значения характеристик товаров, указанных Заказчиком при описании объекта закупки в порядке ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи, с чем жалоба в указанной части признается обоснованной.
В остальной части, Комиссия УФАС находит доводы подателя жалобы не обоснованными, поскольку на заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, не позволяющих определить потребность Заказчика и вводящих в заблуждение участников закупки. Скопированные в жалобу положения Технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации о закупке.
В связи с чем, у Комиссии УФАС отсутствуют достаточные основания для признания в вышеуказанных действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание то, что у Комиссии УФАС отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы Заявителя, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Петербургская Транспортная Компания N 1" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1, ч 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 марта 2018 г. N 44-1155/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2018