Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5861/18 от 07.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению молодежного форума "Санкт-Петербург - территория национального согласия" (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200010218000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся,по мнению подателя жалобы, в установлении требований к участникам закупки, а также требований к закупаемым услугам, указанным при описании объекта закупки, ограничивающих количество участников конкурса.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 33 закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с указанным порядком оценки заявок участников закупки Заказчиком в документации о закупке установлены следующие критерии (раздел 13 части II "Специальная часть. Инструкция участникам"):
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия, проценты |
1 |
Цена контракта |
60 % |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участника) |
40 % |
В соответствии с пунктом 10 Правил, в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" в документации установлены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера.
2) Деловая репутация участника закупки, выраженная в сроке присутствия участника закупки на рынке.
3) Деловая репутация участника закупки, выраженная в наличии грамот, дипломов, наград, поощрительных писем, благодарственных писем, положительных отзывов заказчиков, полученных за оказание услуг сопоставимого характера.
В соответствии с разделом 13.2 части II конкурсной документации Заказчиком установлено следующее.
Подтверждением опыта участника закупки будут являться: копии государственных (муниципальных) контрактов со всеми приложениями, гражданско-правовых договоров со всеми приложениями, копии актов оказанных услуг, копии счетов-фактур (при наличии), копии иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров.
По показателю "Деловая репутация участника закупки, выраженная в сроке присутствия участника закупки на рынке" оценка будет производиться на основании данных о дате регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя, указанных в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), представленной участником закупки в составе заявки.
Сведения представленные участником конкурса по показателю Деловая репутация участника закупки, выраженная в наличии грамот, дипломов, наград, поощрительных писем, благодарственных писем, положительных отзывов заказчиков, полученных за оказание услуг сопоставимого характера подтверждаются наличием копий грамот, дипломов, наград, поощрительных писем, благодарственных писем, положительных отзывов заказчиков, полученных, за оказание услуг сопоставимого характера, адресованных на имя участника конкурса, с наличием оттиска печати организации, подписи руководителя или уполномоченного должностного лица, выдавшего грамоты, дипломы, награды, поощрительные письма, благодарственные письма, положительные отзывы заказчиков, представленные участником закупки.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС не установила в содержащемся в конкурсной документации порядке оценки заявок нарушений норм Закона о контрактной системе. Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные значения показателей оценки заявок не могут рассматриваться в контексте ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку указанные значения не ограничивают возможность участникам закупки принять участие в конкурсе.
Комиссия УФАС также отмечает, что Закон о контрактной системе наделяет правом Заказчика самостоятельно определять критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, исходя из его потребностей.
В части доводов Заявителя о том, что установленные Заказчиком требования к закупаемым услугам ограничивают количество участников закупки, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара,в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуг именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к закупаемым услугам установлены Заказчиком в части III "Техническое задание" конкурсной документации. Анализ указанной части документации не позволяет сделать вывод о нарушении Заказчиком ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС также не усматривает противоречий в содержащихся в конкурсной документации положениях.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит жалобу в указанной части необоснованной, поскольку в ней содержится лишь указание на обжалуемые действия Заказчика, при этом, в нарушение п. 4 ч. 8 и ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба не содержит как самих доводов (не приведены аргументы в доказательство нарушений Заказчиком требований ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе), так и документов, подтверждающих их обоснованность.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что часть доводов жалобы основаны на предположениях и допущениях Заявителя и не базируются на нормах действующего законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО "Перформанс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 марта 2018 г. N 44-1277/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2018