Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУЗ "Детский санаторий "Солнечное" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Силициум" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6499-ЭП/18 от 15.03.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на ремонт помещений в корпусе 28 литер И 2 этаж (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 02.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200020318000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 234 700,52 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.03.2018 N 0372200020318000014-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 6) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ. (Позиция 52 (Шуруп тип 1) - Значение показателя глубины шлица не соответствует ГОСТ. Требования Технического задания: Диаметр резьбы - не менее 2 и менее 4 мм. Глубина шлица - 0,6 мм. В заявке: Диаметр резьбы - 3 мм. Глубина шлица - 1.5 мм. На эскизах указанных в требованиях технического задания изображен шуруп с прямым шлицом. Согласно п.3 ГОСТ 1144-80: "Шлицы прямые по ГОСТ 24669". Согласно ГОСТ 24669 для шурупа с потайной головкой и диаметром резьбы 3 мм глубина шлица не может быть более 0,85 мм, что не соответствует значению указанному в заявке.).".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены в п. 18 Части II документации о закупке. К товару по позиции 52 "Шуруп тип 1" установлен ряд соответствующих требований, в том числе: "Диаметр резьбы - не менее 2 и менее 4 мм. Глубина шлица - 0,6 мм.".
Заявителем в первой части заявки по п. 52 указано: "Диаметр резьбы - 3 мм. Глубина шлица - 1.5 мм".
Согласно протоколу представленное Заявителем значение глубины шлица не соответствует требованиям к прямому шлицу, при этом на чертеже изображен шуруп с прямым шлицем.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что в случае необходимости обеспечения соответствия предлагаемого в первой части заявки товара чертежу, указанному в документации о закупке, документация о закупке должна содержать требование о соответствии товара такому чертежу.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Анализ документации о закупке, в том числе инструкции по заполнению первой части заявки, показал, что Заказчиком не установлено требование о соответствии предлагаемого в первой части заявки товара чертежам, указанным в требованиях к конкретным показателям товаров.
Следовательно, довод аукционной комиссии Заказчика о том, что в требованиях к товару установлено требование к значению шурупа с прямым шлицем, что подтверждается наличием чертежа, признан несостоятельным.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.03.2018 N 0372200020318000014-1 аукционная комиссия Заказчика указала на несоответствие предлагаемого Заявителем товара ГОСТ 24669, который является отсылочным из ГОСТ 1144-80. При этом в документации о закупке требование о соответствии товара ГОСТ 24669-81 не установлено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Комиссия УФАС приходит к выводу, что в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе Заказчик в документации о закупке обязан устанавливать стандартные показатели товаров, требования к товарам, работам, услугам.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок, как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, на основании письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, норм Закона о контрактной системе Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика по указанию в документации о закупке на соответствие товара государственному стандарту, при этом требования к показателям должны быть стандартными для данного вида товара. При отсутствии в документации о закупке требования о соответствии товара государственному стандарту участник закупки вправе предложить товар, соответствующий требованиям документации о закупке к конкретным показателям товаров, который произведен на основании иной нормативно-технической документации, не устанавливающей соответствие товара определенному государственному стандарту. Производство товара, соответствие которого не регламентировано по отсылочному государственному стандарту при условии соответствия показателей товара государственному стандарту, из которого следует отсылочное указание, не может быть признано несоответствующим потребности Заказчика. Следовательно, при отсутствии в документации о закупке требования о соответствии товара отсылочному государственному стандарту, положения такого стандарта не могут являться основанием для отказа в допуске к участию в аукционе. Помимо этого, каждый государственный стандарт содержит указание на ряд отсылочных государственных стандартов, которые в свою очередь также содержат отсылочное указание на другие государственные стандарты и т.д. На основании ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия устанавливает соответствие первой части заявки требованиям документации о закупке. При отсутствии в документации о закупке требования о соответствии товара отсылочным государственным стандартам, отказ в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия товара государственным стандартам, требование о соответствии которым не предусмотрено документацией о закупке, противоречит ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия УФАС установила, что в документации о закупке отсутствует требование о соответствии товара по п. 52 ГОСТ 1144-80.
Согласно пп. 1 п. 2 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Позиция шуруп тип 1 должна соответствовать ГОСТ 1145-80 Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры".
Документация о закупке не содержит указание на установление требования к значению показателя глубины прямого шлица. Следовательно, при отсутствии в документации такого указания, а также при отсутствии в ГОСТ 1145-80 значений показателя глубины прямого шлица, Заявитель правомерно руководствовался значениями, указанными в ГОСТ 1145-80 для крестообразного шлица.
Таким образом, Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с ГОСТ 1145-80, требование о соответствии которому установлено в документации о закупке, представлены значения диаметра резьбы и глубины шлица, соответствующие Таблице 1 ГОСТ 1145-80.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Силициум" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2018 г. N 44-1358/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018