Резолютивная часть решения оглашена 21.03.2018 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_..>, заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
<_..> ведущего специалиста-эксперта,
<__>, специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - заявитель, общество) положения аукционной документации на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р.Тома на автомобильной дороге Красное Заречье-Пречистая Гора на км 1+590 в Юрьев-Польском районе Владимирской области для нужд ГБУ ВО "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" (N0128200000118000807), в открытом заседании, в присутствии представителей:
уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган):
<__> (доверенность от 17.01.2018 N 22),
<__> (доверенность от 20.03.2018 N40);
государственного заказчика - ГБУ ВО "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" (далее - заказчик):
<_..> (доверенность от 19.01.2018 N 4).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (исх. от 16.03.2018 N04/1246-звм), явку представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Недра Сибири" положения аукционной документации на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р.Тома на автомобильной дороге Красное Заречье-Пречистая Гора на км 1+590 в Юрьев-Польском районе Владимирской области для нужд ГБУ ВО "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" (N0128200000118000807).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1.Заказчик в нарушение требований части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок не указал в проекте контракта условие о поэтапной оплате выполненных работ, а также график оплаты выполненных работ.
2. Заказчик в нарушение требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок ограничил право участников закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта, так как не установлен срок действия договора и невозможно рассчитать срок действия банковской гарантии.
3. Заказчик в нарушение требований статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок в проекте контракта установил условие о представлении подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта в случае недействительности первоначального обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, вынести предписание об устранении допущенных нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель пояснил следующее.
Статьей 2 Главы 1 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. N5 установлено, что "Этапом строительства "является строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).
Статья 743 ГК РФ говорит о том, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией (проектной документацией).
Проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу и получившей положительное заключение, в соответствии с которой должны быть выполнены работы по данной закупке, этапность выполнения работ не предусмотрена.
Работы выполняются подрядчиком в один этап - со дня, следующего за днем заключения договора по 26 ноября 2018 г, согласно п.1.4. проекта договора и календарного графика производства работ (Приложение N 1 к договору).
Понятие существенных условий контракта Законом о контрактной системе в сфере закупок не определено, в том числе не дается определение тому, что именно считается сроком действия контракта. Поэтому заказчику при определении срока действия контракта (договора) следует руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Толкование данного понятия дается в статье 425 ГК РФ, где сказано, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения указанных в нем обязательств либо до даты, установленной в тексте договора. Т.е. срок действия договора - это период, в течение которого обе стороны обязаны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства.
В связи с тем, что порядок расчета срока действия договора в Законе о контрактной системе в сфере закупок отсутствует, заказчик определяет его самостоятельно исходя из норм гражданского законодательства. В п. 14.1 проекта договора заказчиком установлено следующее: договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения и действует до окончательного исполнения сторонами всех обязательств по настоящему договору.
По условиям проекта договора подрядчик берет на себя обязательства выполнить работы по реконструкции мостового перехода через р. Тома на автомобильной дороге Красное Заречье - Пречистая Гора на км 1+590 в Юрьев- Польском районе Владимирской области, а заказчик обязуется принять данные работы и произвести оплату. Срок выполнения обязательств каждой из сторон определен в проекте контракта конкретными датами.
Пунктом 1.4. проекта договора и календарным графиком производства работ (Приложение N 1 к договору) определен срок выполнения работ Подрядчиком - со дня, следующего за днем заключения договора, окончание: 26 ноября 2018 г.
Срок исполнения обязательств заказчиком установлен п. 4.1. проекта договора:
Расчеты за выполненные работы в рамках настоящего Договора осуществляются Заказчиком, на основании подписанных Подрядчиком и Заказчиком актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, в пределах выделенных Заказчику объемов финансирования в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Таким образом, сроки обязательств сторон в проекте договора четко определены. Срок действия банковской гарантии легко исчисляется сложением срока исполнения обязательств по договору - не позднее 26.11.2018 г, срока оплаты- 30 дней, и с учетом месячного срока, на который должна превышать срок действия договора банковская гарантия.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о закупках исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, при этом способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о закупках банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
При установлении заказчиком в проекте договора условия о предоставлении нового обеспечения исполнения договора заказчиком не была нарушена часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, так как положения вышеуказанной статьи не содержат прямого запрета на включение в проект договора указанного условия и включение такого условия в договор возможно в силу принципа свободы договора (п.4 ст. 421 ГК РФ).
Заказчиком в п. 5.5 проекта договора установлено, что в случае, если по каким- либо причинам обеспечение исполнения обязательств по договору перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по договору, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по договору в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе. Действие указанного пункта не распространяется на случаи, если Подрядчиком предоставлена недостоверная (поддельная) банковская гарантия. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, держанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (п. 1 ст. 329 ГК РФ).
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса РФ банковская гарантия - способ обеспечения исполнения обязательств в полном объеме.
При этом согласно статье 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта.
Таким образом, связывать банковскую гарантию, обеспечивающую в целом исполнение контракта, лишь с необходимостью предъявления ее при заключении контракта противоречит нормам Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Данному выводу корреспондирует норма, закрепленная в части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, согласно которой в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
То есть Закон о контрактной системе в сфере закупок предусматривает возможность "нового" обеспечения исполнения контракта, что противоречит доводам заявителя.
Закон о контрактной системе в сфере закупок требует обеспечения исполнения контракта на весь период его действия (ст.45 Закона о контрактной системе в сфере закупок), а не просто предъявления банковской гарантии при его заключении.
Доводы заявителя о том, что "из-за того, что заказчик включил в документацию данное условие, на участника закупки возложены риски действительности банковской гарантии на весь период ее действия" являются оценочными и не вытекают из смысла пункта 5.5. проекта договора. Данный пункт проекта договора говорит лишь о необходимости надлежащим образом исполнить обязанность подрядчика, вытекающую из статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок об обеспечении исполнения контракта в течение всего срока его действия.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1.Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно пункту 37 Информационной карты работы проводятся согласно прилагаемой проектной документации (Приложение N3 (проектная документация) к документации электронного аукциона).
Данной проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу и получившей положительное заключение, этапность выполнения работ не предусмотрена.
Согласно пункту 39 Информационной карты и пункту 1.4 (Приложение N1 к проекту контракта) проекта контракта начало работ со дня, следующего за днем заключения договора, окончание 26 ноября 2018 года.
Таким образом, поскольку проект контракта правомерно не содержит условие о поэтапном выполнении работ, применение части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ в данном случае не применимо.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Во исполнение вышеуказанного требования заказчиком в пункте 28.3 Информационной карты указана информация о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 1.4. проекта договора и календарным графиком производства работ (Приложение N 1 к договору) определен срок выполнения работ подрядчиком - со дня, следующего за днем заключения договора, окончание: 26 ноября 2018 г.
Срок исполнения обязательств заказчиком установлен п. 4.1. проекта договора:
Расчеты за выполненные работы в рамках настоящего договора осуществляются заказчиком, на основании подписанных подрядчиком и заказчиком актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, в пределах выделенных Заказчику объемов финансирования в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Таким образом, срок действия договора определен совокупностью сроков действия обязательств сторон, указанных в данных пунктах проекта договора.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 5.5 проекта контракта (договора) документации об электронном аукционе установлено: "в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по договору перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по договору, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по договору в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе".
Такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов, поскольку предоставление гарантии является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и наличия у нее намерения исполнить государственный контракт.
Законом о контрактной системе в сфере закупок не установлен запрет на установление в проекте контракта требований по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения контракта в ходе его исполнения перестало быть действительным.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Недра Сибири" положения аукционной документации на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р.Тома на автомобильной дороге Красное Заречье-Пречистая Гора на км 1+590 в Юрьев-Польском районе Владимирской области для нужд ГБУ ВО "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" (N0128200000118000807) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 марта 2018 г. N Г 206-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018