Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламыКалининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
В.А. Грибко
Ю.К. Быстровой
Л.В. Шевченко
|
заместителя руководителя Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей заявителя - ООО "Лаборатория цифрового зрения" - Н.А. Каширина (представитель по доверенности); заказчика - ГКУ Калининградской области "Безопасный город" - А.В. Игнатенко (директор), С.В. Евстигнеева (представитель по доверенности), М.С. Кадочникова (представитель по доверенности); уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области - Р.Г. Норвиласа (по доверенности), Д.М. Булатовой (по доверенности);в присутствии Е.А. Малышевой, М.В. Слесаревой;
рассмотрев жалобуООО "Лаборатория цифрового зрения" на действия заказчика - ГКУ Калининградской области "Безопасный город" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра (извещение N 0135200000518000029) (далее - Аукцион)и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 14.03.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика припроведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
1. Пунктом 1.1.6 проекта контракта установлено, что права на программное обеспечение должны передаваться "Вместе с передачей Имущества в лизинг, также передаются неисключительные нрава на использование программного обеспечения, входящего в состав Имущества", а пунктом 1.1.9 проекта контракта, что "На момент передачи Заказчику Имущества, являющегося предметом лизинга, Имущество должно принадлежать Исполнителю на праве собственности, Исполнитель должен обладать правами на программное обеспечение и прочиерезультаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав Имущества или необходимые для обеспечения функционирования имущества и/или правильного использования Заказчиком Имущества", т.е. права на программное обеспечение не являются частью Имущества, и передаются Заказчику в процессе исполнения контракта дважды (условия передачи прав на пользование программным обеспечением не могут быть одинаковыми для случаев передачи Имущества и в лизинг и в собственность):
- при передаче Имущества в лизинг;
- после уплаты выкупной цены - при передаче Имущества в собственность "для обеспечения функционирования имущества и/или правильного использования Заказчиком Имущества".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.
Аналогичное положение установлено статьей 666 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Право на пользование программным обеспечением не является "непотребляемой вещью" и в лизинг передаваться не может.
Соответственно, как это и установлено пунктами 1.1.6 и 1.1.9 проекта контракта, права на программное обеспечение не входят в состав Имущества, передаваемого в лизинг, а затем выкупаемого.
Отсюда следует, что в рамках контракта осуществляется поставка прав пользования программным обеспечением (простых неисключительных лицензий). И обязательства по оплате указанных прав возникают с момента передачи прав пользования, т.е. в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе - оплата передачи прав пользования программным обеспечением должна быть произведена в течение 30 дней с момента передачи прав и, соответственно, т.к. передача прав осуществляется одновременно с передачей Имущества (пункт 1.11.3 проекта контракта), то не позднее 30 дней с даты передачи Имущества в лизинг в виде самостоятельной оплаты, а не в составе лизинговых платежей.
Однако, Заказчиком в аукционной документации не предусмотрена оплата передаваемых прав пользования программным обеспечением в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком объединены технологически не связанные между собой финансовые услуги (услуги финансовой аренды) и поставка прав пользования программным обеспечением, что существенно ограничивает конкуренцию при проведении Аукциона.
2. В соответствии с пунктом 1.1 проекта контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра "Исполнитель за счет собственных и/или привлеченных денежных средств и/или сил осуществляет приобретение и формирование Имущества. Имущество подлежит передаче Заказчику во временное владение и пользование в порядке, установленном настоящим контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту, являющееся его неотъемлемой частью), с обеспечением выполнения I работ по монтажу, установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, сдаче-приемке в эксплуатацию (доведением до готовности и пуском в эксплуатацию), проведения инструктажа представителей Заказчика но правилам эксплуатации Имущества и правилам техники безопасности и выполнения иных работ, предусмотренных настоящим контрактом и необходимых для обеспечения функционирования Имущества (далее - работы по обеспечению функционирования Имущества), с условием передачи в собственность Заказчика Имущества после выплаты в полном объеме Лизинговых платежей, выкупной цены".
То есть, Исполнитель предоставляет Имущество и обеспечивает выполнение работ по его монтажу, установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, сдаче-приемке в эксплуатацию (доведение до готовности и пуск в эксплуатацию).
Иными словами, так, как это указано в контракте работы, услуги, материалы и т.д. не входят в состав Имущества и в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе должны оплачиваться в течение 30 дней с даты выполнения и, соответственно, т.к. выполнение указанных работ, услуг и т.д. осуществляется не позднее передачи Имущества в лизинг, то оплата должна быть произведена не позднее 30 дней с даты передачи Имущества в лизинг в виде самостоятельной оплаты, а не в составе лизинговых платежей.
DiptatVision Labs
Ш$ка1Vision Labs
2010 - 2018 Digital Vision Labs LLC t?
2010 - 2018 DigitalVisionLabs LLC f
Заявитель полагает, что Заказчиком объединены технологически не связанные между собой финансовые услуги (услуги финансовой аренды) и выполнение работ, оказание услуг, не входящих в состав Имущества, передаваемого в лизинг, что существенно ограничивает конкуренцию при проведении Аукциона.
3. В соответствии с проектной документацией Заказчика, локальными сметами и Техническим заданием (являющимся неотъемлемой частью Контракта), оборудование видеонаблюдения, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, а также другие виды оборудования из состава Имущества должны быть размещены на различного рода опорах, в том числе, на опорах, установленных Исполнителем, к нему должны быть построены линии электропередачи и связи, а согласно п. 1.4.1 проекта контракта "всостав работ по обеспечению функционирования Имущества также входят работы по оборудованию помещений, предназначенных для размещения объектов, входящих в состав Имущества, инженерными системами, а также по оборудованию их по требованиям защиты информации, если проведение указанных работ необходимо для использования Имущества Заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, назначением и техническими характеристиками объектов, входящих в состав Имущества".
То есть Исполнителем должны быть выполнены строительные работы, входящие в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624.
В соответствии со статьей 1079 ГК РФ осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности является источником повышенной опасности для окружающих.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, для выполнения которых необходимо установить обязательное требование наличие действующей на дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе выписки (копии такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки.
Статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 1 ГрК РФ в объект капитального строительства входят линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения).
Однако, в пункте 32 Информационной карты аукциона в электронной форме отсутствуют требования о наличии у участника аукциона членства и допусков соответствующих саморегулируемых организаций, т.е. создана преференция в форме права участия в аукционе, несмотря на отсутствие права выполнения работ в соответствии с его предметом, т.е. работ по монтажу Имущества, его установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, сдаче-приемке в эксплуатацию (доведение до готовности и пуск в эксплуатацию).
Таким образом, путем предоставления преференции, обеспечивающей допуск к участию в аукционе участников, не соответствующих требованиям законодательства нарушено право добросовестных участников.
4. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования, к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 7 проекта контракта установлено, что Исполнитель по контракту осуществляет страхование Имущества, при этом аукционная документация не содержит требований, предъявляемых к страховой компании.
Вышеуказанное требование проекта контракта аукционной документации, а также отсутствие перечня требований, предъявляемых к соответствующей страховой компании является ненадлежащим, вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает потенциального участника аукциона.
Таким образом, Заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункт 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель полагает, что контракт включает в себя в качестве самостоятельных частей закупки:
- предоставление Имущества в лизинг (услуги финансовой аренды);
- поставку прав на использование программного обеспечения (лоставху простых неисключительных лицензий);
- поставку материалов и изделий для установки (монтажа) Имущества:
- выполнение работ и услуг по монтажу, установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, аттестации, сдаче-приемке в эксплуатацию (доведение до готовности и пуск в эксплуатацию) Имущества;
- эксплуатацию Имущества в течение двух лет;
- страхование Имущества.
То есть услуги финансовой аренды - это только некоторая часть стоимости контракта. Фактически в рамках контракта будет создаваться, эксплуатироваться и, в конечном итоге, перейдет в собственность Калининградской области информационная система, называющаяся в аукционной документации "Опытный участок аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра".
6. Кроме того, Заявитель отмечает, что "Опытный участок аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра" соответствует всем признакам государственной информационной системы, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13 и статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ 28.11.2013N 1085, выбор подрядчика на "работы по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений" должен проводиться путем оценки заявок, подаваемых на конкурс.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должка содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра.
Вместе с тем, согласно техническому заданию, в рамках исполнения контракта осуществляется выполнение работ и оказание услуг, не являющихся услугами финансовой аренды.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о лизинге, в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.
Учитывая, что система АПК "Безопасный город" в Калининградской области к настоящему моменту времени не создана, а лишь подлежит созданию в рамках исполнения технического задания аукционной документации, сложность и специфику требований, предъявляемых к создаваемой системе АПК "Безопасный город", а также то, что в рамках контракта должны быть выполнены работы, оказаны услуги, поставлены материалы, не входящие в состав Имущества, передаваемого в лизинг, участнику закупки не представляется возможным точно определить Имущество, подлежащее передаче Заказчику в качестве предмета лизинга, и как следствие, однозначно определить предмет лизинга по контракту.
Кроме того, в соответствии с Законом о лизинге, лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Вместе с тем, исходя из положений проекта контракта и технического задания, создание, проведение пуско - наладочных работ, ввод в промышленную эксплуатацию опытного участка системы АПК "Безопасный город" и передача его в лизинг лизингополучателю осуществляется единым лицом, что не соответствует требованиям Закона о лизинге, согласно которым имущество, являющееся предметом договора лизинга, приобретается лизингодателем у продавца посредством договора купли-продажи.
Согласно статье 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Кроме того, Имущество должно быть согласно пункту 2.2 проекта контракта в срок до 01.12.2018 (включительно) подготовлено, в том числе должны быть выполнены работы по монтажу, установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, сдаче-приемке в эксплуатацию (доведение до готовности и пуск в эксплуатацию), проведение инструктажа представителей Заказчика по правилам эксплуатации Имущества и правилам техники безопасности и выполнения иных работ, предусмотренных настоящим контрактом инеобходимых для обеспечения функционирования Имущества.
Передача предмета лизинга лизингополучателю в лизинг должна быть произведена после приемки предмета лизинга в промышленную эксплуатацию лизингодателем.
Исходя из вышеизложенного, правовой механизм договора, предусмотренный аукционной документацией, не соответствует договору лизинга, а имеет правовую природу договора подряда в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений аукционной документации не представляется возможным определить предмет договора лизинга, стороны и существенные условия соответствующего договора, что является ненадлежащим описанием объекта закупки, нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с пунктом 1.1 проекта контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра "Исполнитель за счет собственных и/или привлеченных денежных средств и/или сил осуществляет приобретение и формирование Имущества. Имущество подлежит передаче Заказчику во временное владение и пользование в порядке, установленном настоящим контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту, являющееся его неотъемлемой частью), с обеспечением выполнения работпо монтажу, установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, сдаче-приемке в эксплуатацию (доведением доготовности ипуском в эксплуатацию), проведения инструктажа представителей Заказчика по правилам эксплуатации Имущества и правилам техники безопасности ивыполнении иных работ, предусмотренных настоящим контрактом и необходимых дли обеспечении функционирования Имущества (далее - работы по обеспечению функционирования Имущества), с условием передачи в собственность Заказчика Имущества после выплаты в полном объеме Лизинговых платежей, выкупной цены".
Согласно пункту 1.4.1. проекта контракта "в состав работ по обеспечению функционирования Имущества также входят работы по оборудованию помещений, предназначенных для размещения объектов, входящих в состав Имущества, инженерными системами, а также но оборудованию их по требованиям защиты информации, если проведение указанных работ необходимо для использования Имущества Заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, назначением и техническими характеристиками объектов, входящих в состав Имущества".
Таким образом, Исполнитель обеспечивает выполнение работ по монтажу, установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, сдаче-приемке в эксплуатацию (доведение до готовности и пуск в эксплуатацию) Имущества, дополнительно к предоставлению Имущества в лизинг.
Согласно Техническому заданию (пункт 1.11 "Подсистема обеспечения информационной безопасности" раздела 5 Технического задания "Требования к техническим характеристикам подсистем, модулей и элементов, входящих в состав Системы") Исполнителем в рамках выполнения работ по монтажу Имущества, его установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, сдаче-приемке в эксплуатацию (доведение до готовности и пуск в эксплуатацию) должна быть обеспечена:
"Защита от неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации (обеспечение конфиденциальности информации) - наличие;
Защита от неправомерного уничтожения или модифицирования информации (обеспечение целостности информации) - наличие;
- второй класс защищенности СЦ (К2) - наличие;
- третий уровень защищенности персональных данных СЦ (УЗ-З) - наличие;
- класс защищенности СЦ от несанкционированного доступа к информации 1Г - наличие".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по технической защите конфиденциальной информации является лицензируемым видом деятельности.
При этом Заказчик в аукционной документации не установил в качестве требования к участнику закупки необходимость наличия у него лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, чем создал преференции для участия в аукционе лиц, не имеющих право на осуществление данной деятельности.
9. В соответствии с аукционной документацией в состав передаваемого Заказчику в лизинг Имущества должны входить средства криптографической защиты. В том числе:
Крипто маршрута затор многопротокольный, шт. |
1 |
Крипто шлюз, шт. |
2 |
СКЗИтип 1, шт. |
23 |
СКЗИ тип 2, шт. |
4 |
Таким образом, Исполнитель в рамках передачи Имущества в лизинг осуществляет передачу (распространение) шифровальных (криптографических) средств.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании распространение шифровальных (криптографических) средств является лицензируемым видом деятельности.
При этом Заказчик в аукционной документации также не установил в качестве требования к участнику закупки необходимость наличия у него лицензии на распространение шифровальных (криптографических) средств, чем создал преференции для участия в аукционе лиц, не имеющих право на осуществление данной деятельности.
10. Согласно пункту 1.1.8 проекта контракта на момент передачи Имущества в лизинг "Объекты, входящие в состав Имущества, должны быть новыми, произведенными не ранее 2017 года выпуска, не бывшими в употреблении, не прошедшими ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств".
Пунктом 2.3 проекта контракта установлено, что срок лизинга составляет "24 (двадцать четыре) месяца, начиная с момента передачи Имущества Заказчику" в лизинг.
Исходя из пункта 1.1. проекта контракта предметом контракта является: "оказывает Заказчику услуги финансовой аренды (лизинга) опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра".
Учитывая, что контракт является смешенным, вполне возможна в его рамках поставка оборудования. Согласно проекту договора, поставка оборудования из состава Имущества производится по окончании срока лизинга, путем передачи указанного оборудования после внесения выкупной цены. Таким образом, в рамках контракта производится поставка оборудования, находившегося в эксплуатации 24 месяца, т.е. не нового, бывшего в употреблении, возможно, восстанавливавшегося и т.п.
I
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой "поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки".
В тексте аукционной документации "иное" не предусмотрено описанием объекта закупки, как не предусмотрены вообще какие-либо требования к состоянию передаваемого по окончания срока лизинга оборудования и Имущества в целом.
Таким образом, данное положение проекта контракта противоречит пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и должно быть приведено в соответствие с указанной нормой.
11. Пунктом 1.1.3.1 проекта контракта устанавливается требование соответствия Имущества государственным стандартам:
- ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создании";
- ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы";
- ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем";
- ГОСТ Р 51558-2014 Национальный стандарт Российской Федерации "Средства исистемы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний";
- ГОСТ 12.1.006-84 Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля";
- ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 Национальный стандарт Российской Федерации "Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1 Общие принципы конструирования";
- ГОСТ Р 50922-2006 Национальный стандарт Российской Федерации "Защита информации. Основные термины и определения";
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта Закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Указанные государственные стандарты устанавливают требования к процессам создания имущества и документам, требуемым или формируемым в процессе создания имущества, но никак не к самому Имуществу.
Таким образом, установленные требования не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в части установления требований, не относящихся к объекту закупки и не связанных с определением соответствия поставляемою товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика).
12. Согласно пункту 3.10 проекта контракта "Лизинговые платежи уплачиваются Заказчиком независимо от фактического использования Заказчиком Имущества".
То есть, Исполнителем выполняются работы по обеспечению функционирования Имущества в течение 24 месяцев.
При этом оборудование может не использоваться Заказчиком, как по его (Заказчика) желанию, так и в связи с неработоспособностью (невозможностью функционирования) Имущества.
Так, пункт 7.5 проекта контракта допускает неиспользование имущества Заказчиком в течение 2-х месяцев "после получения страхового возмещения при наступлении страхового случая". При этом Заказчик все эти 2 месяца будет оплачивать "работы по обеспечению функционирования", которые производиться в течение этого периода не будут поскольку Имущества не будет, а будет производиться его восстановление.
Так же контракт не предусматривает оценку качества работ по обеспечению функционирования Имущества, в том числе не устанавливает показатели качества работ по обеспечению функционирования Имущества и санкций за ненадлежащее выполнение работ по обеспечению функционирования Имущества.
Таким образом, Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 33, часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
13. В пункте 7.5 проекта контракта применяется термин "сумма закрытия контракта". В отношении данного термина установлено возникновение у Исполнителя обязательств по осуществлению выплаты Заказчику некоторой суммы.
Однако, значение "суммы закрытия контракта" или способ определения в аукционной документации не определены.
Как следствие, не определен объем обязательств Исполнителя перед Заказчиком.
То есть, недостоверно определена начальная максимальная цена контракта и участники аукциона вводятся в заблуждение относительно объема их обязательств.
Таким образом, Заказчиком нарушена статья 22 Закона о контрактной системе в части соблюдения порядка определения начальной максимальной цены контракта.
14. Согласно данным Официального сайта, единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет аукционная документация, менялась трижды. При этом существенно изменились требования к имуществу.
При этом начальная максимальная цена контракта Заказчиком не изменена.
Более того, в обосновании начальной максимальной цены не изменился состав предложений (указаны те же даты и входящие номера предложений, те же значения цен предложений участников исследования рынка, что и к первой редакции аукционной документации). Т.е. расчет начальной максимальной цены сохранен от аукционной документации первой версии.
Заявитель полагает, что начальная (максимальная) цена контракта определена заведомо недостоверно и Заказчиком нарушены положения статьи 22 Закона о контрактной системе.
15. Согласно раздела 8 проекта контракта со стороны Исполнителя может осуществляться финансовыйконтроль за действиями Заказчика, т.е. контроль за использованием бюджетных средств.
Исчерпывающий перечень видов финансового контроля за использованием бюджетных средств определен Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Финансовый контроль Исполнителями государственных и муниципальных контрактов Бюджетным кодексом РФ даже не предполагается.
Таким образом, Заявитель полагает, что Исполнитель не сможет воспользоваться своим правом, а данное условие вводит участников аукциона в заблуждение о наличии у них такого права и, соответственно, о расходах на его реализацию, а также рисках, связанных с невозможностью осуществления данного права.
16. В пункте 13.5 проекта контракта применяются термины "систематический", "существенный", "неоднократный". При этом проект контракта не содержит определений (критериев) в отношении тех юридических фактов, к которым они применяются.
Таким образом, Заявитель считает, что указанные термины могут толковаться субъективно по желанию Заказчика, что создает риски для добросовестных участников аукциона.
Заявитель считает, что Заказчик нарушает статью 7 Закона о контрактной системе, чем ограничивает участие в аукционе.
17. Согласно требованиям к оборудованию ФВФН, установленным в Техническом задании:
"Фотоматериалы с нарушениями ПДЦ формируемые комплексом ФВФН подписываются электронной подписью".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" "электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информаций в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписавшего информацию.
То есть, законодательство устанавливает исключительную принадлежность электронной подписи физическому лицу, и электронная подпись не может применяться в отсутствии такого физического лица.
Таким образом, Заказчиком устанавливается требование, противоречащее законодательству.
18. Оборудование ФВФН должно иметь "Совместимость с программным обеспечением "Информационная система "Регион-Фото-Видеофиксация", имеющимся в центре автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Калининградской области" и "Совместимость с SecurOSEnterprise(установленным у Заказчика) в части фиксации ГРЗ (государственных регистрационных знаков)".
При этом определение термина "совместимость", качественных и количественных параметров или иных критериев, дающих представление о "совместимости" аукционная документация не содержит. То есть, требование о совместимости по факту не содержит определенного требования, которое известно всем участникам аукциона и может быть выполнено однозначно.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33, статьи 7 и 8 Закона о контрактной системе.
19. Оборудование ФВФН должно иметь "программный адаптер для интеграции в систему "Регион-Фото-Видеофиксация" имеющимся в центре автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Калининградской области".
Однако, техническая документация на систему "Регион-Фото-Видеофиксация" не является нормативным актом, в открытой печати или информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официально не публиковалась, не приложена к аукционной документации. То есть содержание данного требования недоступно всем потенциальным участникам аукциона. Такие требования создают неравные условия для участников и ограничивают конкуренцию.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования статьи 7 Закона о контрактной системе в части соблюдения принципов открытости и прозрачности, пункты 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
20. Многоцелевой радиолокационный измеритель скорости: "Корпус и элементы крепления изантикоррозионного покрытия".
Данное требование по изготовлению корпуса и элементов крепления из антикоррозионного покрытия является заведомо невыполнимым.
Добросовестные участники не могут заявить о готовности выполнить данное требование. Таким образом, путем определения невыполнимого требования Заказчиком ограничена конкуренция.
21. Многоцелевой радиолокационный измеритель скорости: "Номинальное напряжение электропитания 12 В 10%".
Согласно п.6.3.1 ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 57144), который является обязательным для применения:
"63.1. Стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны быть рассчитаны на питание от сети переменного тока напряжением 220 В. частотой 50 Гц".
Таким образом, установленное требование не соответствует требованиям, установленным ГОСТ Р 57144.
При этом в аукционной документации отсутствуют обоснования "необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии", чем Заказчик нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
22. Многоцелевой радиолокационный измеритель скорости: наличие "встроенной системы обогрева".
Согласно п.6.1.1 ГОСТ Р 57144, который является обязательным для применения;
"6.1.1 Технические средства автоматической фотовидеофиксации должны включать в себя:
- оборудование фотовидеофиксации (одна или несколько видеокамер для формирования изображения);
- измерительное оборудование (измерители параметров транспортных средств и участников дорожного движения);
- аппаратно-программное обеспечение, в том числе вычислительный модуль, модуль для синхронизации с национальной шкалой координированного времени Российской Федерации U1C (SU).
- устройства обеспечения работоспособности: устройства подсветки и диагностики".
То есть, ГОСТ Р 57144 не требует наличия в составе специальных технических средств каких-либо "встроенных систем обогрева".
При этом в аукционной документации отсутствуют обоснования "необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии", чем Заказчик нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
23. Многоцелевой радиолокационный измеритель скорости: "Работа при температуре окружающей среды, включая диапазон, °С" - От -40 до +50.
В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды" (далее ГОСТ 15150) исполнение комплексов фотовидеофиксации, используемых в Калининградской области должно соответствовать виду климатического исполнения "Для микроклиматических районов с умеренным и холодным климатом" с категорией размещения "Для эксплуатации на открытом воздухе (воздействие совокупности климатических факторов, характерных для данного микроклиматического района)", т.е. УХД1.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ 15150 "Для поверхностей, подвергаемых нагреву солнцем, верхнее, среднее и предельное рабочие значения температуры должны приниматься выше* чем указано в табл.З для изделий категории 1, на следующие величины:
- для поверхностей, имеющих белый или серебристо-белый цвет, - на 15 °С;
- для поверхностей, имеющих иной, кроме белого или серебристо-белого, цвет - на 30 °С".
В таблице 3 ГОСТ 15150 для исполнения изделий УХЛ категории изделий 1 установлено верхнее предельное значение температуры воздуха при эксплуатации +45 °С.
Таким образом, в соответствии с ГОСТ 15150 изделие должно быть предназначено для эксплуатации при температуре окружающего воздуха не менее +60°С, а требования, установленные в Техническом задании занижены относительно установленных ГОСТ 15150 минимум на 10 градусов Цельсия.
24. В документации об Аукционе также установлены два противоречащих друг другу требования:
"Работа от сети переменного тока частотой 50 Гц 10% и напряжением 220В 10%" и "Предельные значения входного питающего напряжения переменного тока, включая диапазон, В: От 90 до 264".
Согласно пункту 6.3.2 ГОСТ Р 57144 "Стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны сохранять работоспособность при отклонении напряжения питающей сети от минус 15 % до плюс 20 % от номинального значения, частоты - на 1 Гц".
То есть, напряжение питающей сети должно быть в диапазоне от 187 В до 264 В, отклонение частоты питающей сети должно составлять не более 2%. Соответственно, оба установленных в ТЗ требования (частота 50 Гц 10% и напряжение 220В 10%, а также напряжение от 90В до 264В) не соответствуют требованиям, установленным ГОСТ Р 57144.
При этом в аукционной документации отсутствуют обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, чем Заказчик нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком и Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика и Уполномоченного органа считают, что доводы, изложенные в жалобе Заявителя, не соответствуют действительности и просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
31.01.2018Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона, а также документация Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта- 666 000 000,00 рублей.
1. Согласно положениям документации Аукциона объект закупки - право заключения контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра.
Разделом 4 "Проект контракта" документации Аукциона (далее - Проект контракта) предусмотрено, что предметом лизинга является опытный участок аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационный центр (далее - также Система), включающий в себя вспомогательное программное обеспечение и оборудование, необходимое для функционирования Системы, оборудование (материалы), технологически связанное и совместимое с Системой, и предназначенное для обеспечения функционирования Системы, приобретаемый Лизингодателем в собственность по договору (договорам) для последующей передачи Системы в лизинг по контракту Лизингополучателю.
Согласно пункту 1.1. Проекта контракта Исполнитель оказывает Заказчику услуги финансовой аренды (лизинга) опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра.
Исполнитель за счет собственных и/или привлеченных денежных средств и/или сил осуществляет приобретение и формирование Имущества. Имущество подлежит передаче Заказчику во временное владение и пользование в порядке, установленном настоящим контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту, являющееся его неотъемлемой частью), с обеспечением выполнения работ по монтажу, установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, сдаче-приемке в эксплуатацию (доведением до готовности и пуском в эксплуатацию), проведения инструктажа представителей Заказчика по правилам эксплуатации Имущества и правилам техники безопасности и выполнения иных работ, предусмотренных настоящим контрактом и необходимых для обеспечения функционирования Имущества (далее - работы по обеспечению функционирования Имущества), с условием передачи в собственность Заказчика Имущества после выплаты в полном объеме Лизинговых платежей, выкупной цены, а Заказчик обязуется принять Имущество и выплатить Исполнителю Лизинговые платежи, выкупную цену в течение срока лизинга.
Пунктом 1.1.6. Проекта Контракта предусмотрено, что вместе с передачей Имущества в лизинг, также передаются неисключительные права на использование программного обеспечения, входящего в состав Имущества.
Согласно пункту 1.1.9. Проекта Контракта на момент передачи Заказчику Имущества, являющегося предметом лизинга, Имущество должно принадлежать Исполнителю на праве собственности, Исполнитель должен обладать правами на программное обеспечение и прочие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав Имущества или необходимые для обеспечения функционирования имущества и/или правильного использования Заказчиком Имущества.
Согласно статье 2 Закона о лизинге договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
В силу части 1 статьи 3 Закона о лизинге предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.
Частью 2 статьи 3 Закона о лизинге предусмотрено, что предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-Ф "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, и технологического оборудования иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о лизинге договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.
Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.
Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о лизинге под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Пунктом 3.6. Проекта контракта Заказчик в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ обязуется перечислить на отдельный счет Исполнителя, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, сумму в пределах цены контракта в следующем порядке:
Лизинговые платежи, за исключением первого лизингового платежа, оплачиваются Заказчиком в соответствии с графиком лизинговых платежей, указанным в Приложении N 5 к настоящему контракту, ежемесячно до истечения лизингового периода не позднее 25 числа каждого месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата подписания Акта приема-передачи Имущества в лизинг, но не более тридцати дней с даты представления счета на оплату.
Под Лизинговым периодом понимается календарный месяц, за исключением первого лизингового периода. Первый Лизинговый период начинается с момента заключения контракта и длится до конца месяца, в котором осуществляется передача имущества в лизинг Заказчику, но не ранее, чем до 31.12.2018 г.
Лизинговые платежи уплачиваются в течение срока лизинга по графику, указанному в Приложении N 5 к контракту. Первый лизинговый платеж уплачивается Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания контракта и составляет 22/111 от цены контракта.Размер и порядок уплаты лизинговых платежей определяются настоящим контрактом, графиком лизинговых платежей (Приложение N 5 к контракту).Размер лизинговых платежей может быть изменен по соглашению Сторон в соответствии с бюджетной сметой Заказчика.Выкупная цена оплачивается вместе с последним лизинговым платежом и составляет 1/666 от цены контракта.
Датой исполнения обязательств Заказчика по оплате лизинговых платежей и выкупной цены по контракту считается дата списания суммы соответствующего платежа с расчетного счета Заказчика.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ (в том числе: поставку прав на использование программного обеспечения (поставку простых исключительных лицензий), поставку материалов и изделий для установки (монтажа) имущества; выполнение работ и услуг по монтажу, установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, аттестации, сдаче-приемке в эксплуатацию), страхование имущества и т.д.).
Таким образом, доводы жалобы Заявителя относительно оплаты отдельных услуг и работ, входящих в предмет договора лизинга в течение 30 дней,а также об объединении технологически не связанных между собой финансовых и иных услуг, являются необоснованными.
Каких-либо доказательств, подтверждающих ограничение конкуренции при проведении торгов, Заявителем также не представлено.
Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя, указанных в пунктах 1,2,5,7 данного решения.
2. Пунктом 1.1.1. Проекта контракта предусмотрено, что оборудование и программное обеспечение, входящие в состав Имущества, приобретается Исполнителем по договору (договорам) купли-продажи у Продавца, лицензионным и/или сублицензионным договорам и/или иным сделкам у Контрагентов в собственность. Специальное программное обеспечение, методические рекомендации и иная документация, предусмотренные настоящим контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту, являющееся его неотъемлемой частью), создаются или разрабатываются Исполнителем собственными силами или с привлечением третьих лиц по соответствующим гражданско-правовым договорам.
В силу пункта 1.1.2. Проекта контракта в целях исполнения своих обязательств по настоящему контракту Исполнитель заключает договоры, направленные на обеспечение функционирования Имущества, в том числе договоры на предоставление услуг связи, подключение к сетям электропитания, исполняет их надлежащим образом до момента передачи Имущества в лизинг Заказчику.
Согласно пункту 1.4. Проекта контракта Исполнитель в рамках контракта обязуется до приемки-передачи Имущества от Исполнителя к Заказчику обеспечить проведение работ по настройке и подключению объектов, входящих в состав Имущества, к сетям электропитания, каналам связи, в целях обеспечения функционирования Имущества.
В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика даны пояснения о том, что объектом рассматриваемой закупки не являются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, соответственно, наличие действующей на дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе выписки (копии такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник, не требуется.
Кроме того, согласно положениям Проекта контракта, Исполнителем обеспечивается выполнение работ по обеспечению функционирования имущественного комплекса. Выбор контрагентов на основании части 1 статьи 9.1. Закона о лизинге Исполнителем осуществляется самостоятельно.
Относительно довода жалобы о том, что при выполнении условий контракта необходимо, в том числе, строительство линий электропередач и связи, представитель Заявителя затруднился дать пояснения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя, указанному в пункте 3 данного решения.
3. Статьей 31 Закона о контрактной системе установлен единый перечень требований, предъявляемых к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о лизинге предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.
Частью 2 статьи 21 Закона о лизинге определено, что страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.
Разделом 7 Проекта контракта установлено обязательство исполнителя по страхованию Имущества (предмета лизинга).
Так, пунктом 7.1. Проекта контракта предусмотрено, что страхование Имущества осуществляется Исполнителем на весь срок лизинга, с ежегодной оплатой страховой премии. При этом страховая стоимость Имущества в первый год страхования должна быть равна стоимости Имущества по контракту, а во второй год и последующие годы - с учетом ежегодной амортизации/износа.
Представителями Заказчика даны пояснения о том, что к страховой компании не могут быть предъявлены какие-либо требования, поскольку страховая компания является контрагентом Исполнителя, определяемым в соответствии с пунктом 1.2. Проекта контракта и частью 1 статьи 9.1. Закона о лизинге Исполнителем самостоятельно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя по пункту 4 решения.
4. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Частью 1 статьи 13 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации информационные системы включают в себя:
1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
3) иные информационные системы.
В ходе рассмотрения жалобы представителями Заказчика даны пояснения о том, что имущественный комплекс (предмет лизинга) является совокупностью взаимосвязанного технологически и функционально оборудования с предустановленным программным обеспечением и информационной системой являться не может.
Каких-либо доказательств, подтверждающих позицию Заявителя в этой части, в ходе заседания Комиссии не представлено.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень).
Согласно документации Аукциона предметом закупки является право заключения контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Калининградской области, ситуационного центра (код позиции 64.91.10.190).
Согласно перечню услуги по финансовой аренде (лизинге) входят в группировку работ (услуг) под кодом ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 64 "Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что действия Заказчика, выбравшего способ определения поставщика в виде электронного аукциона, соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя по пункту 6 решения.
5. Представителями Заказчика даны пояснения о том, что объектом закупки является предоставление услуг финансовой аренды (лизинга) имущественного комплекса, а выполнение работ по монтажу, сборке, наладке и т.д. обеспечивается Исполнителем, а не выполняется им собственноручно. На основании пунктов 1.1, 1.2. Проекта контракта, а также части 1 статьи 9.1. Закона о лизинге установление требований к участнику закупки о наличии лицензии на выполнение тех или иных видов работ, являлось бы нарушением положений Закона о контрактной системе и существенным образом бы ограничило круг потенциальных участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя, указанных в пунктах 8 и 9 данного решения.
6. В силу пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно пункту 1.1.8. Проекта контракта объекты, входящие в состав Имущества, должны быть новыми, произведенными не ранее 2017 года выпуска, не бывшими в употреблении, не прошедшими ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.
В силу части 1 статьи 19 Закона о лизинге договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.
Пунктом 1.1. Проекта контракта предусмотрено условие о переходе права собственности на имущественный комплекс, что является реализацией положений Закона о лизинге.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в данной части соответствуют положениям Закона о контрактной системе и довод жалобы Заявителя по пункту 10 является необоснованным.
7. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 1.1.3.1 Проекта контракта имущество должно соответствовать требованиям по стандартизации и унификации, регламентированным государственными стандартами, в частности:
1) ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания";
2) ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы";
3) ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем".
4) ГОСТ Р 51558-2014 Национальный стандарт Российской Федерации "Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний".
5) ГОСТ 12.1.006-84 Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля".
6) ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 Национальный стандарт Российской Федерации "Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования".
7) ГОСТ Р 50922-2006 Национальный стандарт Российской Федерации "Защита информации. Основные термины и определения".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в данной части соответствуют положениям Закона о контрактной системе и довод жалобы заявителя по пункту 11 является необоснованным.
8. В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика даны пояснения о том, что в соответствии с положениями Проекта контракта работы по обеспечению функционирования имущественного комплекса проводятся до момента передачи имущественного комплекса в лизинг Заказчику.
Согласно пункту 1.1. Проекта контракта предметом контракта является предоставление услуг финансовой аренды (лизинга) имущественного комплекса, проверка соответствия имущественного комплекса требованиям, установленным в Техническом задании и Проектом контракта, осуществляется перед передачей имущественного комплекса в лизинг Заказчику.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе регулирует вопросы использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающейся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки. Технические и функциональные характеристики предмета контракта указаны в Техническом задании и Проекте контракта.
Пункт 7.5. Проекта контракта устанавливает обязательство исполнителя восстановить имущество до состояния, предшествующего страховому случаю - работоспособного состояния, а также при превышении страхового возмещения расходов исполнителя перечислить сумму превышения в пользу Заказчика.
Вышеуказанное положение Проекта контракта соответствует действующему законодательству РФ о страховании, и не влияет на общую стоимость контракта и не устанавливает каких-либо дополнительных обязательств.
Санкции за ненадлежащее исполнение контракта предусмотрены разделом 10 Проекта контракта и соответствуют положениям постановления Правительства РФ от 30.08.2018 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя по пункту 12.
9. Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении, в том числе, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Учитывая вышеизложенное, довод жалобы относительно недостоверности определения начальной (максимальной) цены контракта не входит в компетенцию Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области и рассмотрению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Заказчиком даны пояснения о том, что "сумма закрытия контракта" соответствует термину "выкупная цена".
Термины "систематический, "существенный" и "неоднократный" также следует трактовать буквально.
Каких-либо запросов о разъяснении данных положений документации об Аукционе не поступало.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя, указанных в пунктах 13, 14 и 16 данного решения.
10. Согласно части 1 статьи 38 Закона о лизинге лизингодатель имеет право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.
В силу части 2 статьи 38 Закона о лизинге цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга.
Раздел 8 Проекта контракта регламентирует проведение инспектирования имущества, а также финансовый контроль.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя по пункту 15.
11. Согласно разделу Технического задания "Оборудование ФВФН. Комплекс фотовидеофиксации" фотоматериалы с нарушениями ПДД, формируемые ФВФН, подписываются электронной подписью.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Одним из принципов использования электронной подписи является недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе (пункт 3 части 4 Закона об электронной подписи).
Представителями Заказчика даны пояснения о том, что указанное требование регламентировано пунктом 6.5.15 ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото-и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования", так как вся передаваемая техническими средствами информация должна быть защищена электронной подписью, формируемой по ГОСТ Р 34.10.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя, указанному в пункте 17 данного решения.
12. В техническом задании установлено следующее: "Совместимость с SecurOSEnterprise (установленным у Заказчика) в части фиксации ГРЗ (государственных регистрационных знаков) - наличие".
В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика даны пояснения о том, что информация о характеристиках SecurOSEnterprise является доступной для участников закупки. Совместимость подразумевает, что все функции, заложенные в оборудование, в полной мере совместимы с указанным программным обеспечением.
Кроме того, указанное требование Технического задания соответствует положениям, в том числе, терминологически пункту 6.5.12 ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносьемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования", согласно которому аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации должно обеспечивать передачу информации на внешний аппаратно-программный комплекс в форматах, совместимых с соответствующими системами обработки фотофидеоматериалов для подготовки постановлений об административных правонарушениях.
Также Заказчиком даны пояснения о том, что требования к объекту закупки формируются исходя из потребностей Заказчика.
На основании изложенного выше Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя по пункту 18.
13. В техническом задании установлено следующее: "Программный адаптер для интеграции в систему "Регион-Фото-Видеофиксация" имеющимся в центре автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Калининградской области - наличие".
Заказчиком даны пояснения о том, что разработчиком системы "Регион-Фото-Видеофиксация" является ООО "ИНДУСТРИЯ ДЕЛОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ".
В ходе заседания Комиссии Заказчиком представлено письмо от ООО "ИНДУСТРИЯ ДЕЛОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ", согласно которому в информационной системе "Регион-Фото-Видеофиксация" интегрированы программные адаптеры для вынесения в автоматическом режиме постановлений об административных правонарушениях по получаемым фотоматериалам со стационарных аппаратно-программных комплексов: КРИС, КРЕЧЕТ, АРЕНА, ПТОЛЕМЕЙ и т.д.
Так, согласно информации, содержащейся на официальном сайте ООО "Лаборатория цифрового зрения" (https://divisionlabs.com) предлагает, в том числе, аппаратно-программный комплекс для измерения скорости, фиксации нарушений правил дорожного движения на линейных участках ПТОЛЕМЕЙ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя по пункту 19.
14. Техническим заданием относительно позиции "Комплекс фотовидеофиксации" установлено следующее требование "Корпус и элементы крепления из антикоррозионного покрытия - наличие".
Согласно ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносьемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" корпус и элементы крепления технических средств фотовидеофиксации должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или должны иметь антикоррозионное покрытие.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств невозможности выполнитьрассматриваемые условия Технического задания.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя, указанному в пункте 20 данного решения.
15. Техническим заданием относительно позиции "Многоцелевой радиолокационный измеритель скорости" установлена следующая характеристика: "Номинальное напряжение электропитания 12 В 10% - наличие".
Заказчиком даны пояснения, что номинальное напряжение электропитания является характеристикой многоцелевого радиолокационного измерителя скорости, которой соответствует характеристика блока питания "выходное напряжение", так как сам многоцелевой радиолокационный измеритель скорости питается об блока питания, входящее напряжение блока питания - 220 В. Вышеуказанные характеристики расположены в соответствующих разделах "Многоцелевой радиолокационный измеритель скорости" и "Блок питания" характеристик оборудования ФВФН.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя по пункту 21.
16. В ходе заседания Комиссии Заявитель отказался от довода жалобы, указанного в пункте 22, в связи с чем, данный довод не подлежит рассмотрению Комиссией.
17. Техническим заданием относительно позиции "Многоцелевой радиолокационный измеритель скорости" установлена следующая характеристика:"Работа при температуре окружающей среды, включая диапазон, °С От -40 до +50".
Заказчиком даны пояснения о том, что Заявителем в жалобе неверно указано климатическое исполнение изделия. Калининградской области соответствует область с умеренным морским климатом - индекс "М" (таблица 1 ГОСТ 15150-69).
Согласно таблице 3 ГОСТ 15150-69 значения температуры воздуха при эксплуатации нижнее -40°С соответствует указанной минимальной температуре эксплуатации, указанной в техническом задании. При этом верхний предел согласно пункту 3.2. ГОСТ 15150-69 должен быть выше в случае наличия поверхностей, подвергаемых нагреву солнцем, верхнее среднее и предельное значение температуры должны приниматься выше, чем указаны в таблице 3.
Таким образом, рассматривая характеристика оборудования соответствует положениям ГОСТ 15150-69.
Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя, указанному в пункте 23 данного решения.
18. Представителем Заказчика даны пояснения о том, что доводы жалобы Заявителя в данной части основаны на предыдущей редакции документации об Аукционе (от 26.02.2018). Данные технические характеристики объекта закупки были исключены в новой редакции документации Аукциона.
В связи свышеизложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя, указанному в пункте 24 жалобы.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лаборатория цифрового зрения"необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены комиссии: |
|
В.А. Грибко
Ю.К. Быстрова
Л.В. Шевченко |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 16 марта 2018 г. N КС-59/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2018