Резолютивная часть оглашена
13.03.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "Медсилк", ООО "МРМ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (шовный материал) для учреждений Самарской области (совместные торги) (извещение N 0142200001318001201, начальная (максимальная) цена контракта - 18 336 836 ,10 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Медсилк", ООО "МРМ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (шовный материал) для учреждений Самарской области (совместные торги) (извещение N 0142200001318001201) (далее - закупка).
Согласно доводу жалобы ООО "Медсилк" в аукционной документации установлены нестандартные показатели товаров.
ООО "МРМ" указывает, что Заказчиком в Техническом задании установлено необоснованное ограничение к участникам закупки, а именно технические характеристики расходных материалов соответствуют только одному производителю. Кроме того, требования, указанные Заказчиком вводят в заблуждение участников закупки.
Просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Применение Заказчиком шовных материалов с короткими, средними и длительными сроками рассасывания в тканях организма и нахождения кромки у иглы с трехгранным сечением на наружной поверхности иглы или внутренней является важным показателем, функциональным и обоснованным, так как позволяет снизить риск и избежать осложнений, угрожающих жизни пациентов. Для каждой операции требуется нить с определенным сроком рассасывания и соответствующая атравматическая игла. В некоторых случаях нужно, чтобы ткани поддерживались 1-2 недели, в других же случаях это необходимо от нескольких месяцев до полугода. Большинство производителей шовных хирургических материалов прямо указывают на возможность изготовления шовных хирургических нитей с различными техническими характеристиками, то есть специфика производства шовных хирургических нитей позволяет изготовить нить с разными техническими характеристиками, например, различный срок рассасывания и нахождения кромки у иглы.
Для заказчика не имеет значения, шовный материал какого именно происхождения животного или растительного будет предложен. Необходимо, чтобы характеристики предлагаемого товара удовлетворяли потребностям заказчика и соответствовали натуральному шовному материалу. Требования, установленные документацией, распространяются на всех участников размещения заказа и соответствуют законодательству РФ.
Целью закупки является обеспечение лечебного учреждения лучшим по качеству товаром, исходя из клинической практики, а не теоретических предположений и домыслов.
Заказчик вправе определить в документации об аукционе требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. Потребность заказчика заключается в приобретении товаров для проведения сложных операций и несёт высокую социальную значимость.
Техническое задание в существующем виде позволяет предложить к поставке шовный материал в соответствии с ГОСТ 31620-2012, а именно нерассасывающийся (неабсорбируемый) шовный материал: шовный материал, устойчивый к воздействию тканей и жидкостей организма и сохраняющий функциональные свойства в течение периода заживления раны и более, а также рассасывающийся (абсорбируемый) шовный материал: шовный материал, сохраняющий функциональные свойства в 'течение периода заживления раны и выводящийся затем из организма в виде продуктов деструкции, синтетический рассасывающийся шовный материал: шовный материал, изготовленный из полимера или сополимера, способного к гидролитической деструкции.
Применение Заказчиком шовных материалов с различным сроком рассасывания в тканях организма, различной структурой нити, а также наличием насечек на игле, является важным показателем, функциональным и обоснованным, так как позволяет снизить риск и избежать осложнений, угрожающих жизни пациентов. Большинство производителей шовных хирургических материалов прямо указывают па возможность изготовления шовных хирургических нитей с различными техническими характеристиками, то есть специфика производства шовных хирургических нитей позволяет изготовить нить с разными техническими характеристиками, например различный срок рассасывания и наличие насечек.
Все расходные материалы, указанные в документации представляют собой комплекс технологически и функционально связанных между собой товаров, обеспечивающих непрерывный процесс оказания медицинской помощи, в условиях постоянно действующего лечебного учреждения. Весь товар, указанный в техническом задании используется при оказании различных видов медицинской помощи в рамках единого процесса лечения, включающего в себя диагностику, плановое и экстренное лечении, что также свидетельствует о наличии функциональной взаимосвязи.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товарам, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителями, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Установлено, что при обосновании и расчете начальной (максимальной) цены контракта использовано от трех до пяти коммерческих предложений, что свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов принять участие в закупке на объявленных условиях.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Медсилк", ООО "МРМ" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2018