Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя Комиссии Мурманского УФАС России - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Ворониной К. Ф.;
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюковой М. Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Базоевой Л. В. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии контрактного управляющего Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С.Воронина" (далее - МБОУ РСОШ, Заказчик) - Ширшова А. Ю. (Приказ от 01.09.2014 N 197),
без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - Общество, ООО "Профит-плюс", Заявитель), уведомленных о месте и времени рассмотрения надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С.Воронина" при проведении электронного аукциона 56.29.20.120 - Услуги школьных столовых и кухонь (0349300011818000003) (далее - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.03.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на положения документации об Электронном аукционе.
Из существа жалобы следует, что Заказчиком при составлении документации об аукционе допущены нарушения Закона о контрактной системе в части:
1. Установления неверного срока окончания подачи заявок;
2. Отсутствия в документации об аукционе требования о том, что участник закупки не является оффшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3. Пункт 7 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен в старой редакции;
4. Отсутствия прописанного в документации об аукционе пункта 7.1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
5. Некорректного установления требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе;
6. Установления фиксированной цены контракта в проекте контракта до проведения аукциона;
7. Не прописана возможность заключения контракта физическим лицом;
8. Не прописаны все возможные виды штрафов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление 1042).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 11 часов 30 минут 14.03.2018 и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России (далее - Комиссия), изучив доводы Заявителя, ознакомившись с возражениями Заказчика, установила следующее.
Из существа дела следует, что 20.02.2018 на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении Электронного аукциона.
Заказчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С.Воронина" .
Наименование объекта закупки: 56.29.20.120 - Услуги школьных столовых и кухонь.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦ): 5 305 526,00 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчик неправильно указал срок окончания подачи заявок после внесения изменений в документацию об аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия, изучив документацию об аукционе, установила следующее.
НМЦ: 5 305 526,00 рублей - более трех миллионов рублей.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком 20.02.2018 в 10 часов 24 минут.
Дата и время начала подачи заявок: Значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение.
Срок окончания подачи заявок: 07.03.2018 в 10 часов 00 минут.
Комиссия Мурманского УФАС России считает, что в данном случае необходимо считать фактические сутки, начиная с даты размещения извещения в ЕИС 20.02.2018, т. к. электронные площадки работают круглосуточно и потенциальные участники закупки могут подать заявку в электронном виде в любой день и любое время.
Считая с 20.02.2018, пятнадцатый день выпадает на 06.03.2018, следовательно, установленные Заказчиком сроки начала и окончания подачи заявок соответствуют требованиям законодательства о контрактной системы.
В данной части жалоба признается необоснованной.
2. Заявитель полагает, что в документации об аукционе отсутствует требование о том, что участник закупки не является оффшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является оффшорной компанией.
Комиссия Мурманского УФАС России изучила документацию об аукционе и установила, что в пункте 2 документации об аукционе установлены требования к участникам размещения закупки, однако, требование о том, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено.
Не прописав требование о том, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией, Заказчик нарушил пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признается обоснованной.
3. Заявитель указывает, что Заказчик в документации об аукционе прописал требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7 статьи 31 Закона о контрактной системе, который изложен в старой редакции.
В соответствии пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В пункте 2 документации об аукционе Заказчик изложил следующую формулировку данного пункта: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Комиссия Мурманского УФАС России установила, что Заказчик изложил пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции от 01.01.2017 года, чем нарушил пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признается обоснованной.
4. Заявитель указывает, что в документации об аукционе отсутствует требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив документацию об аукционе, установила, что в пункте 2 "Требования к участникам размещения закупки" документации об аукционе отсутствует требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в данной части жалоба признается обоснованной, Заказчик - нарушившим пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель отмечает, что Заказчик некорректно установил требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Данная статья отсылает к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" (далее - Постановление).
Пункт 6 Постановления устанавливает, что оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей требует установления дополнительных требований к участникам закупки в части наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В извещении о проведении аукциона установлено требование к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), однако, в тексте документации об аукционе данное требование в соответствии с пунктом 6 Постановления не прописано.
Не установив дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением, Заказчик нарушил частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признается обоснованной.
6. Заявитель указывает, что Заказчик в проекте контракта прописал фиксированную цену контракта до проведения аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 2.1 проекта контракта указано следующее: "Общая сумма контракта составляет: 5 305 526 - 00 (Пять миллионов триста пять тысяч пятьсот двадцать шесть рублей 00 копеек), в том числе НДС (или НДС не начисляется) согласно Приложению N 1, которое является неотъемлемой частью контракта".
Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, что проект контракта размещается вместе с документацией об аукционе, окончательная же цена контракта вносится в сам контракт при его подписании после проведения аукциона и в соответствии с ценовым предложением победителя аукциона.
На основании изложенного, в данной части жалоба признается необоснованной.
7. Заявитель указывает, что государственным контрактом не предусмотрена возможность заключения такого контракта физическим лицом.
Комиссия Мурманского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 4 раздела 1 документации об аукционе прописаны общие положения и определения, использующиеся в документации, в том числе: "Участники закупки - любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели получившие аккредитацию на электронной площадке, а так же при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, денежных средств в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, предусмотренный документацией об электронном аукционе".
Комиссия Мурманского УФАС России установила, что в разделе 1 "Общие положения" документации об аукционе отражены определения, используемые в документации.
Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу, что определения не являются обязательными требованиями к участникам закупки.
На основании изложенного, в данной части жалоба признается необоснованной.
8. Заявитель указывает, что Заказчик в проекте контракта не прописал все возможные виды штрафов в соответствии с Постановлением.
Из совокупности норм частей 4,7,8 статьи 34 следует, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а пени и штрафы начисляются в соответствии с Постановлением 1042, вступившим в законную силу 30.08.2017.
Комиссия Мурманского УФААС России установила, что раздел 5 проекта контракта устанавливает ответственность сторон.
Данный раздел (раздел 5 проекта контракта) имеет ссылку на Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", которое утратило силу 30.08.2017.
Установив размеры пеней и штрафов в соответствии с нормативным документом, который утратил силу на момент проведения закупки, Заказчик нарушил части 4,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, т. к. была подана одна заявка и признана соответствующей, а выявленные нарушения не повлияли на подачу заявок, принято решение предписание не выдавать.
Руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С.Воронина" при проведении электронного аукциона 56.29.20.120 - Услуги школьных столовых и кухонь (0349300011818000003) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С.Воронина" нарушившим пункт 7, 7.1, 10 части 1 статьи 31, часть 4 статьи 31, части 4, 7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф.Воронина К.Ф. Воронина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е.Гребенюкова
Л.В.Базоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14 марта 2018 г. N 06-10/18-57
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2018