Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Торговый дом "Виал" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии N 1 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ (изв. N 0356500001117000102),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001117000102, ГБУЗ ПК "Городская больница г. Соликамск"(далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку лекарственных препаратов для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ(далее - Аукцион).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.12.2017 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 798 726,34 руб.;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущенотри участника закупки;
Согласно протоколу рассмотрения заявок от27.02.2018 г. ООО "Торговый дом "Виал" (номер заявки6) отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с представлением недостоверной информации в п.3 заявки, а также отказано в допуске в связи с несоответствием представленной информацией в пунктах 7, 8 заявки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. "б" п.1 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на поставку товара, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п.1 Раздела 8информационной карты аукционной документации установлены требования, аналогичные обозначенным.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В пп.6 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие поставляемый товар, должны соответствовать показателям, установленным в п. 1 "Наименование и количество товара" Главы V "Техническое задание (Спецификация)"(далее - Техническое задание, ТЗ).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать, конкретные показатели поставляемого товара, указание на которые содержится в Техническом задании.
Так, в п.7 ТЗ указан МНН Дротавериннатрия, а также указано, в том числе, раствор для внутривенного и внутримышечного введения.
В п.7 заявки Заявителя указан МНН Дротавериннатрия, а также указано, в том числе:раствор для инъекций.
Исходя из указанного, Комиссия приходит к выводу, что указанные в п.7 заявки Заявителя конкретные значения показателей товара, не соответствуют требованиям аукционной документации.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Аукционной комиссиив данной части нарушений положений Закона о закупках не имеется.
В п.8 ТЗ указан МНН Омепразолнатрия, а также указано, в том числе, после разведения срок хранения готового раствора не менее 4 часов.
В п.8 заявки Заявителя указан МНН Омепразол натрия, а также указано, в том числе, срок хранения готового раствора 3 часа.
Следовательно, представленное в п.8 заявки заявителя значения срока хранения готового раствора менее минимально допустимого (менее 4 часов), что не соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, в данной части, в действиях Аукционной комиссии нарушений положений Закона о закупках не имеется.
В п.3 ТЗ указаноМНН Активированный уголь+Желчь+Крапивы двудомной листья+Чеснока посевного луковицы, а также указано: таблетки, покрытые оболочкой или плёночной оболочкой (10).
Вместе с тем, в п.3 заявки Заявителя указано торговое наименование Аллохол, а также указано: таблетки, покрытые плёночной оболочкой 10 шт. - упаковки ячейковые контурные (1), при этом, МНН в п.3 заявки отсутствует, что не соответствует требованиям аукционной документации.
На основании указанного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Аукционной комиссии нарушений положений Закона о закупках не имеется.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включены в государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС), являющийся федеральной информационной системой (http://grls.rosminzdrav.ru/).
В ГРЛС содержится полная информация о каждом зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе международное непатентованное наименование (далее - МНН), торговое наименование, дозировка, форма выпуска и др.
Так, с учетом представленных значений в п.7 заявки Заявителя, Комиссия установила, что Заявитель предлагает к поставке лекарственное средство Дротаверин, производитель Россия.
Согласно инструкции по применению указанного выше лекарственного препарата, он выпускается в растворе для инъекций, при этом, в разделе способ применения и дозы указано, что внутримышечно или подкожно, внутривенно медленно.
Вместе с тем, в ТЗ, инструкции по заполнению заявок не предоставлена возможность поставки лекарственного препарата с формой выпуска "раствор для инъекций" (в п.7 ТЗ указано исключительно "раствор для внутривенного и внутримышечного введения"), способ введения которого соответствует потребности Заказчика.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеются нарушения пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Как было указано выше, в п.8 ТЗ указано, что после разведения срок хранения готового раствора должен быть не менее 4 часов.
Согласно ч.2 ст.58 Федерального закона N 61-ФЗ правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В п.1 правил хранения лекарственных средств (далее - Правила), утвержденных Приказом Министерства здравоохраненияи социального развитияРоссийской Федерации от 23 августа 2010 г. N 706н, указано, что настоящие Правила устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения (далее - лекарственные средства), регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность (далее соответственно - организации, индивидуальные предприниматели).
Согласно пунктам 2, 3, 4, 8, 32, 33 Правил:
- устройство, состав, размеры площадей (для производителей лекарственных средств, организаций оптовой торговли лекарственными средствами), эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств должны обеспечивать их сохранность.
- в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
- помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.
- в помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом:физико-химических свойств лекарственных средств;фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций);способа применения (внутреннее, наружное);агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
- хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
- хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия пониженной температуры (лекарственные средства, физико-химическое состояние которых после замерзания изменяется и при последующем согревании до комнатной температуры не восстанавливается (40% раствор формальдегида, растворы инсулина)), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Согласно письму ФАС России N АК/58960/15 от 26.10.2015 г.,соблюдение условий хранения лекарственных препаратов должно обеспечиваться Заказчиком в местах их хранения в соответствии с требованиями производителей лекарственных препаратов и не связанос терапевтическим эффектом лекарственных препаратов, имеющих одинаковые МНН и разные условия хранения, срок,в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою стабильность. ФАС России считает, что установление Заказчиками в документации о закупке требований к температурному режиму хранения лекарственных препаратов и сроку, в течение которого лекарственный препарат сохраняет свою стабильность, может приводить к сокращению участников закупки и содержит признаки ограничения конкуренции и не соответствует требованиям антимонопольного законодательства и Закону о закупках.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно требованиям Закона о закупках в первой части заявки участник должен указать показатели, указание на которые содержится в документации.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика, установившего требование к сроку хранения готового растворав п.8 ТЗ, имеется нарушение требований п.1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках. Иного не доказано.
Как было указано выше, в п.3 ТЗ указано МНН Активированный уголь+Желчь+Крапивы двудомной листья+Чеснока посевного луковицы, а также указано: таблетки, покрытые оболочкой или плёночной оболочкой (10).
Следовательно, с учетом инструкции по заполнению заявок, первая часть заявки участника закупки также должна содержать МНН, указанное в п.3 ТЗ.
Так, с учетом представленных значений в п.3 заявки Заявителя, Комиссия установила, что Заявитель предлагает к поставке лекарственный препарат Аллохол, производитель Россия.
В свою очередь, согласно ГРЛС лекарственный препарат Аллохол, предлагаемый Заявителем, не имеет МНН, при этом, согласно инструкции по применению лекарственного препарата в состав одной таблетки входит активированный уголь, желчь, крапивы двудомной листья, чеснока посевного луковицы.
Вместе с тем, в ТЗ, инструкции по заполнению заявок не предоставлена возможность поставки лекарственного препарата не имеющего МНН, но состав которого соответствует потребности Заказчика.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеются нарушения пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что выявленные в действиях Заказчика нарушения Закона о закупках ввели участника закупки в заблуждение, что не позволило Заявителю сформировать соответствующую требованиям Закона о закупках и аукционной документации заявку.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 27.02.2018 г. к участию в электронном аукционе было допущено шесть участников, в результате проведения электронного аукциона понижение начальной максимальной цены контракта составило 23,0 %.
В соответствии с письмом от 13.03.2018 г. (вх. N 003185) Заявитель готов снизить цену контракта ниже минимальной цены, предложенной в ходе проведения электронного аукциона.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Виал" на действия Аукционной комиссиипри проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ (изв. N 0356500001117000102)необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчикак административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2018