Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МЕКОС" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на программное обеспечение к микроскопу автоматизированному лабораторному биологическому МТ, модель МТ4300L, Япония, имеющемуся у заказчика (изв. N 0356200002018000030),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчик.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Часть 3 ст. 33 Закона о закупках устанавливает, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки. Вместе с тем, установленные требования не должны ограничивать конкурентное количество участников закупки.
Описание объекта закупки содержится в приложении 2`"Техническое` задание` (Спецификация)" (далее - Техническое задание).
Заявитель полагает, что Техническое задание не предоставляет достаточной информации об условиях функционирования закупаемого программного обеспечения. Также Заявитель в жалобе указывает, что им направлялся запрос на разъяснение положений аукционной документации (к жалобе приложен запрос от 05.03.2018 г.), по результатам рассмотрения которого Заказчиком не был дан ответ по существу.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 0000026516 Микроскоп лабораторный биологический МТ, модель МТ4300L, Япония производства MeijiTechnoСо. LTD,принят к учету ОС и НМА Заказчиком 24.12.2014 года.
Согласно Регистрационному удостоверению N ФСЗ 2011/06649 от 21.04.2011 года Микроскопа лабораторного биологического (серия МТ испMT4300L)к принадлежностям данного микроскопа относится также программное обеспечение Vision: Capture, Album, Analyze, Serverи т.д.
Представитель Заказчика пояснил, что в запросе на разъяснение от 05.03.2018 г. участник закупки просил представить Заказчика спецификацию поставки микроскопа MT4300L- данная информация не представлена Заказчиком ввиду того, что объектом закупки является не микроскоп, а программное обеспечение.
Кроме того, участник просил разъяснить является ли ПО, наименования которого указаны в пунктах ТЗ 1.1, 1.1.1, 1.1.2, оригинальной продукцией производителя микроскопа MT4300Lи если нет, то указать происхождение этого ПО и дать ссылки на соответствующие нормативные документы по его применению в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Заказчика, в свою очередь, пояснил, что данное программное обеспечениеявляется адаптированной продукцией к микроскопам производства MeijiTechno.Заказчиком в материалы жалобы также представлен ответ на запрос Заказчика от 12.03.2018 года к производителю (MeijiTechnoСо. LTD) микроскопов серии МТ, согласно которому производитель подтверждает, что программное обеспечение VisionUltimateпрошло соответствующее тестирование и адаптацию к микроскопам MeiiiTechnoи рекомендуется для применения в комплексах с микроскопами. Производитель также подтвердил, что при использовании программного обеспечения VisionUltimateс микроскопами производства данной компании полностью сохраняется гарантия на весь срок. Программное обеспечение других производителей не тестировалось с микроскопами MeijiTechnoи ввиду этого производитель не может гарантировать правильную и полнофункциональную работу данных комплексов. Кроме того, производитель сообщил, что не несет ответственность за сбои и неполадки, связанные с использованием ПО других производителей, и не намерен принимать претензии в связи с таким использованием.
Податель жалобы также просил Заказчика в тексте разъяснений положений аукционной документации указать функциональное назначение формируемого аппаратного-программного комплекса (микроскоп моторизованный плюс ПО) в части требований к комплексу как к изделию медицинского назначения.
Представитель Заказчика пояснил, что ответ на данный вопрос содержится в Техническом задании аукционной документации, а именно, "для работы в микроскопии различного назначения" (п/п 3 п. 1 Технического задания), а также для полного автоматизированного сканирования различных проб при помощи сканера на определенное количество слайдов.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
Кроме того, представителем Заказчика в материалы жалобы представлено 3 коммерческих предложения, что свидетельствует о том, что, как минимум три организации предоставляют возможность обеспечить товар заказчика программным обеспечением, являющимся предметом закупки.
Исследовав аукционную документацию, в частности, Техническое задание, оценив все представленные доказательства, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика в данной части нарушений Закона о закупках. Иного не доказано.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МЕКОС" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на программное обеспечение к микроскопу автоматизированному лабораторному биологическому МТ, модель МТ4300L, Япония, имеющемуся у заказчика (изв. N 0356200002018000030) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2018