Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЮНИТИ" на действия аукционной комиссии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "N 38 Выполнение работ по капитальному ремонту сооружения", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819100000618000001, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ЮНИТИ" на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "N 38 Выполнение работ по капитальному ремонту сооружения" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, аукционной комиссии было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 14.03.2018 присутствовали:
- представитель заказчика Абдрахимова Н.С. (доверенность N52/2 от 10.01.2018);
- директор ООО "ЮНИТИ" Рудаков А.А. (приказ N17 от 30.11.2017).
Из содержания жалобы ООО "ЮНИТИ" следует, что аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске заявок NN 2-5, 7, 9, 12-14, 16, 18-22 к участию в электронном аукционе, по причине несоответвия товаров требованиям аукционной документации, ГОСТ, а также неуказания сведений о новизне товаров, их соответствия требованиям пожарной безопасности, техники безопасности, санитарным и экологическим нормам.
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и представила письменные пояснения, а также первые части заявок всех участников закупки.
На основании необходимости изучения, полученных заявок, проведения внеплановой проверки, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва до 15.03.2018 до 11 часов 50 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Абдрахимова Н.С. (доверенность N52/2 от 10.01.2018);
- директор ООО "ЮНИТИ" Рудаков А.А. (приказ N17 от 30.11.2017).
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком в связи с возникшей потребностью совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона ""N 38 Выполнение работ по капитальному ремонту сооружения", номер извещения 0819100000618000001.
В соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной система, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В частях 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.02.2018 N0819100000618000001-1 на участие в электронном аукционе было подано 21 заявка. В результате рассмотрения первых частей заявок заявки NN 2-5, 7, 9, 12-14, 16, 18-22 были допущены к участию в электронном аукционе.
Комиссия Красноярского УФАС России считает довод ООО "ЮНИТИ" о неуказании сведений о новизне товаров, их соответствия требованиям пожарной безопасности, техники безопасности, санитарным и экологическим нормам необоснованным ввиду следующего.
В части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть отражены в первой части заявки при заключении контракта на поставку товара, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
Из системного толкования Закона о контрактной системе следует, что под конкретными показателями понимаются указываемые участником электронного аукциона в первой части заявки значения показателей, которые позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком критериям в аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, предусмотренными этой частью. Также к их числу относится и требование, установленное пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Таким образом, из положений Закона о контрактной системе следует, что поставляемый по контракту товар должен быть новым даже в отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в документации о закупке, напротив, обязательным является указание на то, что товар может быть не новым, если заказчик допускает такую возможность. Данное требование является нормой диспозитивного характера, что предполагает право заказчика в документации о закупке указать, что товар должен быть новым товаром, если он считает это целесообразным. (Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 302-КГ17-6955 по делу N А33-10842/2016)
Согласно пункту 1 информационной карты аукционной документации наименование и описание объекта закупки и условия контракта разделы 3, 5 документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 2 раздела 3 заказчиком установлена таблица "Перечень товаров (материалов), необходимых для выполнения работ", при этом, новизна товара к указанным характеристикам данного раздела не относится. К таким характеристикам также не относится требования о соответствии товара пожарной безопасности, техники безопасности, санитарным и экологическим нормам.
Таким образом, вышеприведенные положения Закона о контрактной системе и Документации об электронном аукционе позволяют сделать вывод о том, что новизна заявленного к поставке товара, а также требования о соответствии товара пожарной безопасности, техники безопасности, санитарным и экологическим нормам, не относится к конкретным показателям закупаемого товара и не требует отражения в первой части заявок (к качественным характеристикам товара не относится).
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что согласно Разделу 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 раздела 3 заказчиком установлена таблица "Перечень товаров (материалов), необходимых для выполнения работ" (далее - Таблица), в соответствии с которой указаны 6 наименований товаров, а также их функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
При анализе заявок NN3, 7, 22 Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заявки составлены в форме таблицы со следующими столбцами:
N п/п |
Наименование материалов |
Требования, предъявляемые к материалам |
Конкретные показатели товара |
|
Характеристики материалов |
Максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, либо показатели, значения которых не могут изменяться), установленные заказчиком |
При этом Комиссия установила, что участники в столбце поименованном "Конкретные показатели товара" не указали конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что форму заявки участники определяют самостоятельно, и, из использованных в первой части заявок NN3, 7, 22 конструкции и формулировок, следует, что участник должен указать конкретные показатели в столбце "Конкретные показатели товара", соответствующие значениям, установленным документацией в столбцах поименованных "Характеристики материалов" и "Максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, либо показатели, значения которых не могут изменяться), установленные заказчиком". Указав какие-либо показатели в столбцах "Характеристики материалов" и "Максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, либо показатели, значения которых не могут изменяться), установленные заказчиком" участник закупки не сделал предложение в отношении требуемых товаров. При этом иные сведения, которые можно идентифицировать как "Конкретные показатели товара", в заявках не содержатся.
Согласно позиции 6 Таблицы заказчику необходим "Спиральный барьер безопасности" с установленными показателями "Материал основы ГОСТ 9850-72, пружинная ГОСТ 9389-75 или стальная канатная ГОСТ 7372-79" и "Лезвия-шипы, толщина 0,5-0,55 мм"
При анализе заявок Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в заявках NN5, 12, 18, 19, 20 не указано что, материал основы соответствует ГОСТ 9850-72. Кроме того, в заявке N5 не конкретизирован показатель толщины лезвий-шипов. В заявке N 18 отсутствует показатель толщины лезвий-шипов, а также отсутствует указание на то, какая будет армированная колючая лента: пружинная ГОСТ 9389-75 или стальная канатная ГОСТ 7372-79.
Кроме того, исследовав содержание первых частей заявок NN3, 5, 7, 18, Комиссия установила, что указанными участниками закупки было осуществлено предложение в отношении каждого товара, где указано "страна производитель Россия".
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Таможенного Кодекса Таможенного Союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что указание "страна производитель" не является наименованием страны происхождения товара, так как страна происхождения товара может быть иной, чем та страна, в которой товары были произведены.
Кроме того, в силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать помимо прочего именно наименование страны происхождения товара, то есть Законом о контрактной системе императивно установлено требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе страны происхождения товара в отношении конкретного товара.
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание положения аукционной документации, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к выводу о том, что в первых частях заявок не была представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, о наименовании страны происхождения товаров, поскольку подателем жалобы представлена информация о наименовании страны производителя: "Россия". При этом иные сведения, которые можно идентифицировать как "наименование страны происхождения товара", в заявках не содержатся.
На основании вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о неправомерном допуске заявкам NN 3, 5, 7, 12, 18, 19, 20, 22 к участию в электронном аукционе. Следовательно, в действиях аукционной комиссии присутствуют нарушения требований части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев обстоятельства жалобы ООО "ЮНИТИ" в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮНИТИ" частично обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования ч. 3 ст. 67 Федерального Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников в сфере закупок.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц аукционной комиссии.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 марта 2018 г. N 243
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018