Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Асвэл-Консалт" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: Территория, городок МЧС "Наледная", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Асвэл-Консалт" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, извещение N 0319300026118000050.
Существо жалобы: составление документации с нарушением требований действующего законодательства.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии заказчик и податель жалобы не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно: заказчик в описании объекта закупки установил значения показателей требующегося товара, позволяющие участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандартов качества, которым должны соответствовать такие товары (согласно требованьям аукционной документации).
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу в адрес Красноярского УФАС России заказчиком были представлены в письменной форме пояснения, в которых заказчик возражает и выражает мнение о том, что обжалуемые положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: Территория, городок МЧС "Наледная".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В частях 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным соответствующим стандартом качества, так и значениям, указанным в документации, последние не должны противоречить требованиям стандарта качества, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта качества показатели и (или) их значения.
Проанализировав аукционную документацию и требования к товарам, указанные в Приложении 2 и требования стандартов качества, которым такие товары должны соответствовать, Комиссия установила следующее.
В инструкции по заполнению заявки заказчиком указано, что в случае, если требуемое значение установлено одновременно к нескольким показателям, перечисленным с использованием символа "запятая" или союза "и", то участнику закупки необходимо предоставить значение для каждого показателя в соответствии с требованиями Заказчика и нормативной документацией. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный союз.
По пункту N 15 "Ведомости материальных ресурсов" Приложения 2 заказчиком установлены следующие требования к товару пиломатериалы ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87 ГОСТ 24454-80 ГОСТ 6782.1-75 "Пиломатериалы хвойных пород смешанной распиловки. Бруски и доски. Номинальная ширина должна быть 70, не менее 80 мм. Номинальная толщина 40, 50". Согласно инструкции по заполнению заявки заказчику необходимо указать характеристики как для брусков толщиной 40, 50 и досок толщиной 40, 50.
Согласно ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины, в свою очередь брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Однако как установлено комиссией по рассмотрению жалобы участники закупки смогут предоставить материалы указанных размеров только бруски.
Доски с толщиной 40, 50 не будут соответствовать требованиям заказчика 70 мм, так как из определения следует что доска толщиной 40 мм будет шириной минимум 81 мм, а доска 50 мм будет шириной минимум 101 мм.
Таким образом, значения, содержащиеся в Приложении 2, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям 18288-87, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
По пункту 28 "Ведомости материальных ресурсов" Приложения 2 заказчиком установлены следующие требования к товару пиломатериалы ГОСТ 24454 -80, ГОСТ 8486-86 "строительство и ремонтно-эксплуатационные. Классификация: доски или бруски или брусья, обрезные или необрезные. Толщина не менее 100 не более 125 мм. Ширина не менее 75 не более 275 мм".
Как заказчик указывает в инструкции в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный союз.
Из выше указанного следует, что участнику в закупки необходимо выбрать, что будет указано в заявке доски или бруски или брусья.
Однако ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" указывает, что доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины, брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины, а брус - это пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.
Исходя из определений пиломатериалов участник не сможет предоставить доски и бруски толщиной 100 мм так как их не существует, соответственно заказчик вводит участников в заблуждение.
Таким образом, довод жалобы, касающийся того, что заказчик в описании объекта закупки установил значения показателей требующегося товара, позволяющие участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандартов качества, которым должны соответствовать такие товары, признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы по позиции 40 "Горячекатаная арматурная сталь" комиссия считает необоснованным в виду следующего. Показатель "Номер профиля (номинальный диаметр dн) 6".
Согласно таблице 2 ГОСТ 5781-82 Номер профиля номинальный диметр начинается со значения 6 мм и выше. Соответственно указанный диапазон попадает под класс арматурной стали А-II, А-I.
В результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Асвэл-Консалт" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 марта 2018 г. N 277
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018