Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области.
В присутствии представителя от заказчика Никифоровой М.Е., по доверенности от 14.03.2018, в отсутствии представителей от заявителей, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "НовТехСтрой", ООО "Строительные технологии" на положения аукционной документации, утвержденной - Администрацией муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Реконструкция хоккейного корта со строительством здания бытового комплекса в пгт. Южно-Курильск (Вторая очередь)" (извещение N 0161300002618000012),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы ООО "НовТехСтрой" (далее Заявитель N1), ООО "Строительные технологии" (далее Заявитель N2) на положения аукционной документации, утвержденной - Администрацией муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (далее Заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Реконструкция хоккейного корта со строительством здания бытового комплекса в пгт. Южно-Курильск (Вторая очередь)" (извещение N 0161300002618000012) (далее аукцион).
По мнению Заявителей жалоб, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителей, а также представил устные и письменные возражения, из которых следует, что установленные в аукционной документации требования не нарушают права и законные интересы участников закупки.
Комиссия, заслушав представителя Заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
19.02.2018 10:07 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителей, Заказчик, в нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе и п. 8 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее Постановление N1042), не установил в проекте контракта условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и размера штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе в контракты должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Постановления N1042 утверждены прилагаемые правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее Правила).
Согласно п. Правил:
пункт 2: размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа));
пункт 8: в случае если в соответствии с ч. 6 ст.30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
Комиссия установила, что из ч. 16 Информационной карты аукционной документации следует, что Заказчиком установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, а именно: при выполнении работ подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме работ, стоимость которых составляет 50 (пятьдесят) процентов от общей цены Контракта.
Комиссия, изучив проект контракта, установила, что Заказчик, в п. 16.1 указал: "Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, для выполнения отдельных видов работ по контракту обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 50% от стоимости контракта.
Заказчик, в силу Постановления N1042 и Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 30, ч. 4 ст. 34), устанавливает в ст. 21 проекта контракта ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту соответствии с законодательством Российской Федерации, перечисляя пункты согласно Правил.
Однако в проекте контракта отсутствует условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом, согласно п. 8 Правил, что является нарушением ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия делает вывод, что довод Заявителей в части отсутствия в проекте контракта условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа - обоснованный.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.03.2018 N0161300002618000012-1 на участие в аукционе подано 5 заявок, 3 из которых допущено.
На основании изложенного, Комиссия установила, что указанное нарушение не повлияло на определение поставщика и решила обязательное для исполнения предписание не выдавать.
По мнению Заявителя N1 п. 24.1 проекта контракта составлен таким образом, что невозможно определить срок действия обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно п. 8 ч. 64 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу ч. 4 с. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 38 Информационной карты аукционной документации срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 24.1 проекта контракта контракт вступает в законную силу с даты подписания его сторонами, указанной перед преамбулой и действует до полного исполнения сторонами принятых по нему обязательств по контракту и истечения гарантийных сроков.
В соответствии с п. 10.2 проекта контракта срок выполнения работ: до 15 декабря 2018 года. Срок начала выполнения работ: дата подписания контракта.
Пунктом 9.1.1 проекта контракта установлен срок для оплаты. Оплата Заказчиком аванса осуществляется в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения Заказчиком надлежащим образом оформленного счета на оплату аванса. Зачет аванса, при частичной сдаче работ, производится в размере 30 % от стоимости выполненных работ за отчетный период до его полного погашения.
- в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания сторонами без разногласий акта (актов) о приемке выполненных работ (этапов работ) (форма КС-2), справки (справок) о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), после предоставления Подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии) в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2018 год.
Пунктом 7.2. проекта контракта установлен гарантийный срок, который устанавливается на все Здания и Сооружения, а также Материалы на 60 (шестьдесят) месяцев; на все виды устанавливаемого Оборудования - 36 (тридцать шесть) месяцев (если иное не предусмотрено документацией завода-изготовителя) с момента подписания Акта приемки законченного строительством объекта (этапа) Приемочной комиссией (форма КС-11).
В силу п. 4 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства.
Таким образом, установленные в проекте контракта сроки исполнения сторонами своих обязательств позволяют установить срок окончания действия контракта и, следовательно, срок действия банковской гарантии.
Условий о том, что банковская гарантия, предоставленная в качестве обеспечения контракта, должна обеспечивать выполнение гарантийных обязательств по контракту, Заказчиком не установлено. Требования к банковской гарантии, в том числе обязательства подлежащие обеспечению установлены в ст. 11 р. 1 аукционной документации.
Таким образом, Комиссия установила, что положения аукционной документации, утвержденные Заказчиком, содержат все необходимые сведения, необходимые для однозначного понимания участниками закупки сроков действия банковской гарантии, что не нарушает нормы Закона о контрактной системы; довод Заявителя N1 необоснованный.
Из довода Заявителя N2 следует, что Заказчиком, в нарушение ч. 2 ст. 110.2 закона о контрактной системе и пп. "а", "б" п. 2 Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (ред. от 30.08.2017) "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление N570), не установлена возможность выбора подрядчиком видов работ, которые должны быть выполнены самостоятельно в соответствии с Постановлением N570.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 110 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно п. 1 Постановления N570 утверждены прилагаемые виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В соответствии с п. 2 Постановления N570:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Вместе с тем, согласно ч. 43 Информационной карты аукционной документации установлены обязательства участника в соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе и Постановлением N570, в связи с чем, Подрядчик должен выполнить самостоятельно (без привлечения других лиц) работы, указанные в Смете стоимости работ, объем которых в совокупном стоимостном выражении должен составлять не менее 15 процентов цены заключаемого Контракта, при условии их соответствия перечню работ в соответствии с Постановлением N 570 указанных в проекте контракта.
Согласно п. 11.31 проекта контракта указаны виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением N570:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
34. Благоустройство
Следовательно, Заказчик, в силу пп. "а" п. 2 Постановления N570, установил в проекте контракта, как неотъемлемой части аукционной документации, возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, не нарушая при этом требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя N2 не находит своего подтверждения.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НовТехСтрой" на положения аукционной документации, утвержденной - Администрацией муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Реконструкция хоккейного корта со строительством здания бытового комплекса в пгт. Южно-Курильск (Вторая очередь)" (извещение N 0161300002618000012) - частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Строительные технологии" на положения аукционной документации, утвержденной - Администрацией муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Реконструкция хоккейного корта со строительством здания бытового комплекса в пгт. Южно-Курильск (Вторая очередь)" (извещение N 0161300002618000012) - частично обоснованной.
3. Признать заказчика - Администрацию муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" нарушившим ч. 8 ст. 34, ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
С.А. Дубровина
Н.А. Казанов |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 марта 2018 г. N 42/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018