Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Гебекова К.Д. - Вр.и.о. зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МАХАЧКАЛА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0103300019718000006 на ремонт тротуаров (далее - Аукцион), в присутствии представителя Заказчика Раджабова О.М.-И. (Доверенность N16 от 20.10.2018 г.), в отсутствии представителя Заявителя (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
06.03.2018 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Выслушав представителя Заказчика, исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
05.02.2018 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 55 000 000,00 рублей.
1. Заявитель указывает, что указанные в аукционной документации сроки выполнения работ не соответствуют сроком выполнения работ, указанным в плане-графике.
Согласно ч. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
Согласно ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Комиссией установлено, что в п. 15 Информационной карты аукциона в электронной форме и в п. 1.4 проекта контракта указан срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 19 июля 2018 года.
В Плане-графике закупок Заказчика на 2018 год, утвержденному 09.03.2018, указано: "Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): декабрь 2018 г.
Таким образом, срок выполнения работ, указанный в документации об Аукционе, не соответствует информации о сроке выполнения работ, содержащейся в плане-графике закупок.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком частей 11 и 12 статьи 21 Закона контрактной системе.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком в проекте контракта не предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Учитывая то обстоятельство, что объектом закупки при проведении Аукциона не является работы по строительству или реконструкции объектов капитального строительства, довод жалобы следует признать необоснованным.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлен несоответствующий сроку действиях банковской гарантии срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Закон о контрактной системе не содержит требования о соответствии срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, сроку действия банковской гарантии. Установленный Заказчиком срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (10 рабочих дней после выполнения подрядчиком обязательств по контракту), не противоречит Закону о контрактной системе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование об указании в заявке конкретного значения ширины необрезного пиломатериала ограничивает возможность участия в Аукционе.
Комиссией установлено, что Заказчиком в позиции 5 Требований к товарам указано: "Брусья необрезные хвойных пород длиной 4-6, 5 м, шириной 100-200 мм, толщиной 100, 125 мм. Сорт: 4. Брусья должны соответствовать требованиям ГОСТ 8486-86".
Согласно ГОСТу 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения":
Пиломатериал (заготовка) с неопиленными или частично опиленными кромками, с обзолом более допустимого в обрезном пиломатериале.
В соответствии с п. 1.2 ГОСТа 8486-86 номинальные размеры пиломатериалов и предельные отклонения от номинальных размеров - по ГОСТ 24454.
Согласно п. 3 ГОСТа 24454-80:
Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин:
от 16 до 50 мм |
не менее 50 мм; |
от 60 до 100 мм |
не менее 60 мм; |
от 125 до 300 мм |
не менее 0,6 толщины. |
Как усматривается, из данных позиций ГОСТа 24454-80 в разных местах по длине пиломатериала, ширина необрезного пиломатериала имеет разные значения. Причем, указать возможно лишь предельное значение, которое ширина в разных местах не должна превышать.
Таким образом, указать конкретное значение ширины необрезного пиломатериала не представляется возможным.
Заказчиком указана ширина через дефис: 100-200 мм. В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (п. 14 документации об Аукционе) Заказчик указывает:
"При заполнении первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участник закупки должен руководствоваться следующими разъяснениями: все значения показателей должны быть конкретными, кроме тех случаев, когда значения показателей являются диапазонными. Случаи, когда значения являются диапазонными, указаны в настоящем абзаце. Символ "/" следует читать как "или". Предлоги "от" и "до", соединяющие значения показателей, означают, что значение показателя является диапазонным и должно включать все допустимые по заданию значения. То же самое относится к выражению "св." ("свыше") и предлогу "до", соединяющим показатели. Символ "-" означает диапазон допустимых значений, из которого необходимо выбрать конкретное значение показателя в пределах этого диапазона, при этом, если речь идет о фракции, то тогда действует исключение и конкретный показатель является диапазонным, предлоги "от" и "до" перед числовым значением означают, что указываемое значение входит в состав промежутка включительно, при этом значение показателя должно быть конкретным. Символ "" означает диапазон допустимых значений, из которого необходимо выбрать конкретное значение показателя в пределах этого диапазона. Выражения "не более" (без союза "и"), "не выше", "не тяжелее" означают, что значение показателя должно быть или равно, или меньше приведенного, выражения "не менее" (без союза "и"), "не хуже" означают, что значение показателя должно быть или равно, или больше приведенного. Выражение "не ниже" означает, что значение показателя не является конкретным и должно включать все допустимые по заданию значения. Выражения "более" (без союза "и"), "выше", "свыше" означают, что значение показателя должно быть больше приведенного, выражение "менее" (без союза "и") означает, что значение показателя должно быть меньше приведенного. Союз "или" означает, что необходимо выбрать одно значение, союз "и" со словами "не более" и "не менее" одновременно означает, что необходимо выбрать все допустимые по заданию значения, т.е., что значение показателя может являться диапазонным. Символ ";" означает, что необходимо выбрать одно значение. Символ "," между значениями означает, что необходимо выбрать все допустимые по заданию значения при данном символе. Слово "либо" означает "или". В случаях, когда в документации указано, что материал должен соответствовать ГОСТ, все значения показателей данного материала должны соответствовать соответствующему ГОСТ. Значения показателей (в том числе, дефекты материалов, пороки в пиломатериалах), которые не могут быть представлены участником закупки в первой части заявки на участие в настоящем аукционе без наличия товара и (или), определяемые по результатам испытаний товара, могут быть представлены участником закупки в виде диапазонных значений в соответствии с требованиями соответствующего ГОСТ, либо значений, указываемых (представляемых) производителями соответствующих товаров (в любом случае, значения показателей не должны противоречить соответствующему ГОСТ). Все формулировки (характеристики) должны быть определенными, т.е., не должны допускать рекомендаций, допусков, определений "видимых", "типа", "существенных". Все приведенные разъяснения относятся к символам и выражениям, относящимся к значениям показателей".
Из данных положений инструкции по заполнению заявки усматривается, что Заказчик требует указать в первой части заявки конкретное значение ширины необрезного пиломатериала.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сослался на положение инструкции по заполнению заявки "Значения показателей (в том числе, дефекты материалов, пороки в пиломатериалах), которые не могут быть представлены участником закупки в первой части заявки на участие в настоящем аукционе без наличия товара и (или), определяемые по результатам испытаний товара, могут быть представлены участником закупки в виде диапазонных значений в соответствии с требованиями соответствующего ГОСТ, либо значений, указываемых (представляемых) производителями соответствующих товаров (в любом случае, значения показателей не должны противоречить соответствующему ГОСТ)", которое, по его мнению, позволяет представить диапазонное значение данного показателя.
Комиссия считает данный довод несостоятельным, поскольку данное положение инструкции предусматривает возможность указания диапазонного показателя при указании показателей, которые не могут быть представлены участником закупки без наличия товара и (или), и по результатам проведенных испытаний товара.
В рассматриваемом случае показатель ширины необрезного пиломатериала невозможно выразить конкретным значением как при наличии товара у участника закупки, так и по результатам проведенных испытаний товара.
Данное обстоятельство ограничивает возможность участия в Аукционе, поскольку не позволяет заполнить заявку в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель указывает, что Заказчиком при описании используемого при выполнении работ бетона тяжелого указан показатель морозостойкости, который не соответствует ГОСТу 26633-2015.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 3 Технического задания указано: "Бетон тяжелый. ГОСТ 26633-2015_Марка по морозостойкости бетона требуется не выше F300".
Согласно п. 4.3.1 ГОСТа 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые":
"По показателям качества бетоны подразделяют:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F1400, F1500".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчиком установлен показатель морозостойкости F300 несоответствующий государственному стандарту. Из содержания требований Технического задания невозможно однозначно определить по какому базовому методу определены марки по морозостойкости.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к товару не соответствуют государственному стандарту, что в свою очередь, приводит к нарушению п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя обоснован.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 11 и 12 статьи 21, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.Д. Гебеков
Члены Комиссии: В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 15 марта 2018 г. N 213А-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018