Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "МЕДОРТОПЕДИКА" на действия ФГБУ "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр" Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона N0310100005918000004 на поставку эндопротезов тазобедренного и коленного суставов с обеспечением инструментами, необходимыми для их имплантации (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28 февраля 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МЕДОРТОПЕДИКА" (далее - Заявитель) о нарушении государственным заказчиком - ФГБУ "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр" Министерства здравоохранения РФ (далее - ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ, Заказчик) Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В жалобе указал, что:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заявитель полагает, что в техническом задании опубликованы два варианта технических характеристик по каждому компоненту эндопротезов несопоставимые между собой и не соответствующие предмету закупки, так:
- Комплект эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации: чашка - в описаниях характеристики варианта 2 имеет размерный ряд (количество типоразмеров - не менее 15 для каждой из опций: от 40 мм до 68 с шагом не более 2 мм) уже чем указанный в аналогичном комплекте технического задания варианта 1 (спектр размеров чашек от 44 мм до 66 мм с шагом не более 2 мм по внешнему диаметру, с возможностью предоставления мини (с 40 мм) и макси (до 76 мм) размеров).
Бедренный компонент в описании характеристик варианта 2 установлен угол между шейкой и осью ножки в Стандартной опции в пределах 130-132 градусов, в Латерализованиой опции - в пределах 122-124 град., что подходит больше под функциональные и морфологические особенности азиатской конституции тела, тем самым, существенно отличается от требования, указанного в описании Ножки бесцементной в варианте 1 при заданном значении угла не менее 136° не более 138°, что больше подходит под европейскую конституцию тела.
- Комплект эндопротеза колейного сустава с сохранением ЗКС и без сохранения ЗКС: Бедренный компонент- в описании характеристик варианта 2 отсутствует требование к конструктивной особенности компонента, позволяющей сгибание колена до 155 градусов, между тем, в варианте 1 предусмотрено вышеуказанное существенное требование, а также, в описании требования по типу бедренного компонента варианта 2 указанно значение "с сохранением задней крестообразной связки, тем самым не соответствующее наименованию предмета закупки по данной позиции "_ с сохранением ЗКС и без сохранения ЗКС" и отличающееся от требований, указанных в варианте 1.
Таким образом, по мнению Заявителя, варианты технического описания вышеуказанных эндопротезов различны по своим функциональным и техническим особенностям, тем самым, не могут объединяться под требования к характеристикам одного комплекта эндопротезов, так как нарушают правила описания объекта закупки установленные Законом о контрактной системе.
Также, указанные варианты технических характеристик определяют разные ценовые категории, несопоставимые но стоимости предложенных вариантов, т.к. эндопротезы не равноценны по качеству и возможности функционала, таким образом, изначально ставят участников закупки не в равные условия по цене.
2. Предметом Аукциона является поставка эндопротезов тазобедренного и коленного суставов с обеспечением инструментами, необходимыми для их имплантации.
Инструмент для установки имплантатов имеет достаточно высокую цену, и каждый комплект инструментов может превышать в десятки раз стоимость одного эндопротеза, что при указанном объекте закупки определяет дополнительные требования к финансовым ресурсам при исполнении контракта у исполнителя, что также ставит не в равные условия участников закупки.
В Части II Технического задания, отсутствует информация о номенклатуре и количестве инструментов для имплантации, а в Проекте контракта нет информации о правоустанавливающих документах и описании процесса приемки-передачи указанных товарно-материальных ценностей.
По мнению Заявителя, такое описания объекта закупки также ограничивает конкуренцию, и не позволяет определить соответствие закупаемых товаров, установленным Заказчиком требованиям в части количества и комплектности.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ указало, что:
1. Заказчик имеет исключительное право при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку Заказчик является социально значимым объектом, и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товаров, являющихся объектом закупки.
Описание объекта закупки носит объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Заказчиком в техническом задании аукционной документации предусмотрены два варианта технических параметров товара по каждому комплекту эндопротезов. В каждом комплекте оба варианта являются абсолютно идентичными по функциональному назначению. Например, Комплект эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации вариант 1 предусматривает к поставке эндопротез для замещения тазобедренного сустава, бесцементной фиксации, аналогичный эндопротез для замещения тазобедренного сустава, бесцементной фиксации описан в варианте 2. Данные по количеству размеров, углу между шейкой и осью ножки являются особенностью технической характеристики конкретного изделия и не могут быть абсолютно идентичны. Если данные параметры будут одинаковы в обоих вариантах технических заданий, то это будут абсолютно идентичные технические задания.
Аналогично с комплектом эндопротеза коленного сустава: оба варианта эндопротезы для замещения коленного сустава, цементной фиксации. Остальное, конструктивные особенности и не могут быть идентичны.
При этом заявленные требования к товару для нужд Заказчика установлены, исходя из его потребностей, и необходимы для качественного осуществления своей деятельности. Требования, установленные в описании объекта закупки, не создают преимуществ одного участника перед другим, не являются неисполнимыми, непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо образом не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Действующее законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара устанавливать в документации об аукционе такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Кроме того, Заказчиком была представлена информация о подаче двух заявок на участие в Аукционе с разными производителями данной продукции.
2. Специфика проводимых операций по эндопротезированию должна предусматривать обеспечение клиники специализированным хирургическим инструментом. Номенклатура установочного хирургического инструментария определяется хирургической техникой имплантации, определяемой производителем. Так как у разных производителей перечень специализированного инструментария для установки имеет различные вариации комплектов, Заказчику не представляется возможным указать конкретный перечень номенклатуры в целях недопущения ограничения конкуренции.
В соответствии со спецификой товара, количество комплектов специализированного инструментария зависит от партий, необходимой для поставки. Если будет необходимость в заявке одновременной поставки комплектов для разных суставов, следовательно, для обеспечения установки, необходимо будет на каждый комплект обеспечение специальным инструментом (комплект инструментария для эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации, для эндопротеза коленного сустава с сохранением ЗКС и без сохранения ЗКС и для бесцементного эндопротеза тазобедренного сустава для диспластических случаев). Условие по предоставлению вышеуказанного инструментария будет отражено в контракте, по итогу проведенного аукциона, исходя из этого, приемка-передача будет происходить в рамках условий контракта с оформлением акта-приемки передачи.
Участником предоставляется полная линейка размерности эндопротезов в рамках количества, указанного в Аукционной документации, с возможностью выбора/замены типоразмера в пределах, установленных в контракте Заказчиком. Заказчик, после определения антропологических особенностей пациентов делает запрос на поставку определенной партии товара поставщику в соответствии с п. 2.1. Проекта контракта. Приемка-передача производится в соответствии с условиями проекта контракта.
Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Совокупность установленных в документации параметров отвечает современным требованиям к эндопротезам и согласуется со статьей 10 Закона о контрактной системе.
Таким образом, из положений Закона о контрактной системе следует, что определение характеристик товара относится к компетенции Заказчика в соответствии с его индивидуальными потребностями. Аукцион сформирован Заказчиком исходя из собственных потребностей, с учетом требований законодательства.
Предоставление инструмента является обязательным условием. Без инструментов предмет закупки невозможно использовать, и он становиться бессмысленным. В связи с чем, инструмент является существенным условием закупки, и на рынке поставок медицинских имплантатов невозможна поставка комплектующих без инструментария. Это подтверждается заключенными контрактами на поставку имплантатов, в том числе и Заявителем.
Таким образом, любой участник Аукциона, также как и Заявитель, имеет возможности и опыт оценки затрат, так как предоставление инструментария является обычаем делового оборота при поставке медицинских имплантатов.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 02 февраля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ разместило извещение о проведении электронного аукциона N0310100005918000004 на поставку эндопротезов тазобедренного и коленного суставов с обеспечением инструментами, необходимыми для их имплантации (далее - Извещение) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 02 февраля 2018 года начальником отдела закупок ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ.
13 февраля 2018 года Заказчиком были внесены изменения в Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ (далее - Аукционная документация).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Согласно пункту 2 Информационной карты Аукционной документации, описание объекта закупки установлено в части II Аукционной документации - Техническом задании. Техническим заданием Аукционной документации установлено, что объектом закупки являются эндопротезы с обеспечением инструментами, необходимыми для их имплантации, следующих видов:
1) Комплект эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации (два варианта комплектов), состоящий из:
- Компонента вертлужного;
- Прокладки полиэтиленовой (к компоненту вертлужному п.1.1);
- Ножки бесцементной;
- Головки модульная металлическая для пары трения металл-полиэтилен;
2) Комплект эндопротеза коленного сустава с сохранением ЗКС и без сохранения ЗКС (два варианта комплектов), состоящий из:
- Бедренного компонента;
- Тибиального компонент;
- Тибиальной прокладки;
3) Бесцементный эндопротез тазобедренного сустава для диспластических случаев (два варианта комплектов), состоящий из:
-Компонента вертлужного;
- Прокладки полиэтиленовой;
- Ножки бедренной бесцементной диспластической;
- Головки металлической;
- Винта костного.
Заявитель не представил в материалы дела доказательства того, что техническое задание Аукционной документации ограничивает число участников Аукциона, в то же время, по сведениям, представленным Заказчиком, на Аукцион было подано две заявки на участие с разными производителями данной продукции, что свидетельствует о том, что Техническое задание Аукционной документации не ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, номенклатура установочного хирургического инструментария определяется хирургической техникой имплантации, определяемой производителем. Так как у разных производителей перечень специализированного инструментария для установки имеет различные вариации комплектов, Заказчику не представляется возможным указать конкретный перечень номенклатуры в целях недопущения ограничения конкуренции.
Как указывает заказчик, предоставление инструмента является обязательным условиемоперации. Без инструментов предмет закупки невозможно использовать, и он становиться бессмысленным. В связи с чем, инструмент является существенным условием закупки, и на рынке поставок медицинских имплантатов невозможна поставка комплектующих без инструментария.
То есть, Техническое задание Аукционной документации соответствует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "МЕДОРТОПЕДИКА" на действия ФГБУ "СК ММЦ" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100005918000004 на поставку эндопротезов тазобедренного и коленного суставов с обеспечением инструментами, необходимыми для их имплантации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 7 марта 2018 г. N А63-03/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2018