Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу "А Строй" на действия государственного заказчика - ГКУ "Управление капитального строительства РСО-Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания") при проведении электронного аукциона N0310200000318000092 на строительство детского сада на 280 мест в микрорайоне 18 г. Владикавказ РСО-Алания (строительство) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
12 марта 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "А Строй" (далее - Заявитель) о нарушении ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Аукциона Закона о контрактной системе. В своей жалобе Заявитель указал, что:
1. В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Однако аукционная документация содержит в себе Технические требования о качестве, технических характеристиках основных материалов, которые будем использовать при реализации данного контракта, где установлены требования к материалам и их характеристикам, Заказчиком используются нестандартные единицы измерения, такие как: кг/м3, pH, , м2* °С/Вт, м3/час, мм2, Мвт, которые не соответствует Международной система единиц (СИ) и Постановлению Правительства РФ от 31 октября 2009 года N879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" (далее - Постановление N879), которые вводят в заблуждение участников закупки.
Постановление N879 в полном объеме регламентирует написание символов и индексов при указании единиц измерения. В Приложении N 1 приведено написание всех основных единиц Международной система единиц (СИ).
Согласно Приложению N2 Постановления N879, такие единицы измерения отсутствуют, а Участнику закупки остается только догадываться, что Заказчик имеет в виду.
Также в качестве единицы измерения используется рН, что вовсе не является единицей измерения, а является общепринятым обозначением водородного показателя от лат. pondus Hydrogenii - "вес водорода", имеет числовое значение без единиц измерения.
В качестве единицы измерения сопротивления паропроницанию используется символ "" (мю), который также не является не только единицей измерения, но и обозначением данной характеристики (сопротивление паропроницанию обозначается Rп и измеряется в м2·ч·Па/мг).
Таким образом, по мнению Заявителя, невозможно определить целесообразность применения данного символа к указанной характеристике материала.
2. В пункте 24 Информационной карты документации, Заказчик устанавливает дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, а именно, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ согласно п.5.3. ч.5 аукционной документации: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке работ относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"(далее - Постановление N99). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Тогда как согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 Постановления N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, Заказчиком установлены дополнительные требования к участнику закупки о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, но не конкретизирована группа строительных работ, опыт выполнения которых необходимо подтвердить для участия в электронном аукционе согласно Постановлению N99 в нарушение требований статей 31 и 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы ГКУ"УКС РСО-Алания" указало, что:
1. В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчик при составлении Технического задания вправе включить в документацию о проведении аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, при этом Заказчик может в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Единицы измерения, используемые в техническом задании предусмотрены действующими ГОСТами, так же техническим заданием установлено, что работы необходимо выполнить в строгом соответствии с действующими ГОСТами, СНипами и другими нормативными документами, соответственно единицы измерения указанные в техническом задании так же должны соответствовать ГОСТам.
2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, ч. 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона "Строительство детского сада на 280 мест в микрорайоне 18 г. Владикавказ РСО-Алания (строительство)" указан код ОКПД 41.20.40.000 - работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), виды работ которые являются предметом контракта, и в соответствии с которыми участник должен предоставить наличие опыта.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 февраля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания), как уполномоченным органом, было размещено извещение N0310200000318000092 о проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 280 мест в микрорайоне 18 г. Владикавказ РСО-Алания (строительство) (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная ГКУ "УКС РСО-Алания" 16.02.2018 г. (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Единицы измерения, используемые в Техническом задании Аукционной документации, предусмотрены действующими ГОСТами и соответствуют им либо являются общепризнанными и общеизвестными.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие дополнительные требования установлены Постановлением N99.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Учитывая, что предметом рассматриваемого Аукциона являются работы по строительству детского сада, которые относятся к коду ОКПД 41.20.40.000 - работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) и начальная максимальная цена контракта превышает 10 миллионов рублей, в силу Постановления N99 для участия в Аукционе необходимо наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Заказчиком установлены дополнительные требования к участнику закупки о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, но, в нарушении пункта 2 частей 1 и 3 статьи 64 и частей 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, ни в Извещении, ни в Аукционной документации не конкретизирована группа строительных работ, опыт выполнения которых необходимо подтвердить для участия в Аукционе.
Действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64 и частей 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов
Однако, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 и частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и части 6 статьи ГрК РФ, Аукционная документация не содержит проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, то есть отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что, в свою очередь, не позволяет участникам закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 и частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и части 6 статьи ГрК РФ, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Причем в силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем, а частью 1 статьи 95 закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Предметом контракта является строительство детского сада на 280 мест в микрорайоне 18 г. Владикавказ РСО-Алания (строительство), тогда как Приложениями N1 и N3 Проекта контракта установлено, что к Проекту контракта приложено Техническое задание на выполнение работ и Календарный график выполнения строительно-монтажных работ и оплаты выполненных работ по объекту: "Школа на 360 мест с. Эльхотово Кировского района Республики Северная Осетия-Алания (строительство)" под ключ.
То есть, Приложения N1 и N3 Проекта контракта, приложенного к Аукционной документации не соответствуют требованиям части 4 статьи 64 и части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, так как содержат информацию не соответствующую предмету закупки.
Действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований части 4 статьи 64 и части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе Аукционной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, предлагаемого к поставке.
Однако, в нарушении пункта 2 части 1 статьи 64 и подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе пункт 6.3.8 Аукционной документации - инструкция по заполнению заявки содержит следующее требование об указании в первой части заявки на участие в Аукционе на товарный знак, модель, марку (страна производства), должен быть указан бренд (при наличии), модель (при наличии), марка (при наличии), товарный знак (при наличии), страна производства.
Действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64 и подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "А Строй" на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0310200000318000092 на строительство детского сада на 280 мест в микрорайоне 18 г. Владикавказ РСО-Алания (строительство).
2. Признать в действиях ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Аукциона нарушение частей 4 и 5 статьи 31, частей 1 и 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1, части 3 и части 4 статьи 64, подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66 и части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА70-03/18 ГКУ "УКС РСО-Алания" и Управлению РСО-Алания уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Аукциона, не выдать ГКУ "УКС РСО-Алания" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 марта 2018 г. N А71-03/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018