Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Одзял И.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Кириченко Т.С.
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
(далее - Комиссия) в присутствии представителей:
- от Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (доверенность от 22.02.2018 N 25/18);
- Попов А.В. уведомлен, не явился,
рассмотрев жалобу Попова А.В., материалы дела N 7-1/90,
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба Попова А.В. на действия заказчика - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу при проведении запроса котировок на поставку автомобильных шин (извещение N 0122400000418000053).
Заявитель в жалобе указывает на содержание извещения N 0122400000418000053, которое, по его мнению, нарушает требования ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Позиция заявителя основана на следующем.
1. Заказчик не внес в извещение указание на ГОСТ 52900-2007 "Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним".
2. В приложении 2 к извещению (Техническое задание) указаны требования к товару, не предусмотренные ГОСТ 52900-2007 "Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним", а именно: рисунок протектора должен быть фрикционный, должно быть наличие ламели.
3. В приложении 2 к извещению (Техническое задание) указаны требования:
-маркировка шины - "Снежинка" (горы и снежинка), шина предназначена для использования в зимний период;
- STUDLESS-маркировка зимних, нешипуемых (фрикционных) шин, Winter-зимние шины.
По мнению заявителя, требование к шине о наличии маркировки "снежинка" в извещении указано необоснованно, т.к. в соответствии с п. 5.4.4 ГОСТ 52900-2007 допускается наносить на покрышку в дополнение к перечисленной в п. 5.4.1 маркировку по усмотрению изготовителя или по требованию потребителя, в том числе:
- обозначение настоящего стандарта (без года утверждения);
- "All seasons" - для всесезонных шин;
- пиктограмму "снежинка" - для зимних шин;
- порядковый номер, балансировочную метку, штамп технического контроля и др.
При отнесении бескамерной шины к камерной надпись "TUBELESS" удаляют.
4. В извещении заказчиком указаны преференции - "Преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе требования к соисполнителям)".
При этом в плане - графике по позиции "условия закупки" для указанной закупки (идентификационный номер закупки (ИКЗ) 2018012240000040010002730001) такие преимущества не предусмотрены.
На основании ст. 99 Закона N 44-ФЗ Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
16.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0122400000418000053 о проведении запроса котировок на поставку автомобильных шин.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 315,32 рубля.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Дата и время окончания подачи заявок - 01.03.2018 10:00.
На участие в закупке поступила 1 заявка, заявка признана соответствующей предъявленным требованиям (протокол от 01.03.2018).
В материалы проверки заказчиком представлен отзыв на жалобу (письмо от 05.03.2018 N СП-30-21/41-ТС), согласно которому заказчик считает доводы жалобы необоснованными, а указанные в извещении о закупке требования, не противоречащими ГОСТ 52900-2007. Не смотря на то, что в документации закупки отсутствуют ссылки на ГОСТ 52900-2007, заказчик при описании объекта закупки руководствовался именно названным стандартом.
По доводам жалобы об установлении преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе требования к соисполнителям) письменных пояснений заказчик не представил.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заказчика поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Рассмотрев материалы дела N 7-1/90, заслушав доводы представителя заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что при составлении описания объекта закупки требуется использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком описания объекта закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, исходя из своих потребностей.
Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 602-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 52900-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним. Технические условия" (документ введен в действие с 01.01.2009).
Требования к маркировке, наносимой на шину установлены п. 5.41., 5.4.4 указанного стандарта.
Согласно п. 5.41. ГОСТ Р 52900-2007 на бескамерную шину (покрышку камерной шины) должна быть нанесена следующая обязательная маркировка:
- товарный знак и(или) наименование предприятия-изготовителя;
- наименование страны-изготовителя на английском языке;
- обозначение шины;
- торговая марка (модель шины);
- индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки;
- индекс категории скорости.
Маркировка шин, пригодных для скоростей свыше 300 км/ч, - в соответствии с ГОСТ Р 41.30 (3.1.4.1);
- "TUBELESS" - для бескамерной шины;
- "REINFORCED" или "EXTRA LOAD" - для усиленной шины;
- "M + S" или "M & S", или "M.S" - для зимней шины;
- дата изготовления из четырех цифр (две первые цифры указывают неделю года, две последние - год изготовления);
- "REGROOVABLE" - для шины, имеющей возможность углубления рисунка протектора методом нарезки;
- знак официального утверждения "E" с указанием номера официального утверждения и страны, оформившей одобрение типа пневматической шины;
- национальный знак соответствия при сертификации шины (допускается указывать только в сопроводительной технической документации);
- знак направления вращения (для направленного рисунка протектора);
- "TWI" или , либо иной символ в плечевой или других зонах протектора, указывающий расположение индикаторов износа протектора;
- "ВД" - на шине для МО.
В соответствии с п. 5.4.4. ГОСТ Р 52900-2007 допускается наносить на покрышку в дополнение к перечисленной в 5.4.1 маркировку по усмотрению изготовителя или по требованию потребителя, в том числе:
- пиктограмму "снежинка" - для зимних шин;
- порядковый номер, балансировочную метку, штамп технического контроля и др.
При отнесении бескамерной шины к камерной надпись "TUBELESS" удаляют.
Учитывая, что пиктограмма "снежинка" - для зимних шин, предусмотрена ГОСТ Р 52900-2007, Комиссия приходит к выводу, что заказчик воспользовался своим правом описания объекта закупки исходя из своих потребностей - заказчику необходимы шины именно с такой маркировкой, при этом такое описание не нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем доводы жалобы в указанной части являются необоснованными.
Вместе с тем включение в документацию о закупке (Техническое задание) требования к товару, а именно: "рисунок протектора должен быть фрикционный, наличие ламели", без обоснования необходимости использования таких требований, терминологии, которые не предусмотрены ГОСТ 52900-2007, нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем жалоба в данной части является обоснованной.
Рассмотрев доводы жалобы, что заказчик не внес в извещение указание на ГОСТ 52900-2007, Комиссия установила, что действительно слова: "ГОСТ Р 52900-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним. Технические условия" в документации о закупке отсутствуют, однако отсутствие названия стандарта не противоречит правилам описания объекта закупки, установленным ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем доводы жалобы в данной части являются необоснованными.
В извещении заказчиком указаны преференции - "Преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе требования к соисполнителям)". При этом в плане - графике по позиции "условия закупки" для указанной закупки (идентификационный номер закупки (ИКЗ) 2018012240000040010002730001) такие преимущества не предусмотрены.
Согласно п. 12 ст. 21 Закона N 44-ФЗ не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
В данной связи действия заказчика в части указания преференции - "Преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе требования к соисполнителям)" нарушают п. 12 ст. 21 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, а доводы жалобы в указанной части являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Попова А.В. на действия заказчика - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу при проведении запроса котировок на поставку автомобильных шин (извещение N 0122400000418000053) частично обоснованной;
2. Признать заказчика - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу при проведении запроса котировок на поставку автомобильных шин (извещение N 0122400000418000053) нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 12 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела N 7-1/90 должностному лицу Хабаровского УФАС России, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Ильченко Л.А. |
Члены Комиссии: |
Одзял И.В. |
|
Кириченко Т.С. |
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 марта 2018 г. N 61
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018