Резолютивная часть объявлена 12.03.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ГрадПроект" (ИНН 5903134124, ОГРН 1175958035725) от 01.03.2018 N273-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение проектно - изыскательских работ на объекте "Благоустройство территории в районе пересечения ул.Узбекистанская, ул.Космонавтов граничащая с жилыми домами NN71,72 мкр. 1А" (извещение N0187300001918000053) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Некорректные требования к УРЗ, в части членства в СРО
В составе аукционной заявки УРЗ должны предоставить документы, подтверждающие их членство в СРО
- а) выписку или копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий по форме утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", выданную участнику электронного аукциона не ранее чем за один месяц, до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- б) выписку или копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", выданную участнику электронного аукциона не ранее чем за один месяц, до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
При этом, требование о членстве в проектном СРО правомерны, требования о членстве в изыскательском СРО неправомерны, они ограничивают количество участников закупки, что недопустимо.
Разъяснение по неправомерности требования у УРЗ членства сразу в двух СРО.
Предметом аукциона является выполнение проектных работ, для выполнения которых необходимо также проведение и изыскательских работ.
Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае Подрядчик (субподрядчик) осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения Подрядчиком (субподрядчиком) технических условий (ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
То есть, в данном случае, достаточно (для УРЗ) в составе аукционной заявке приложить выписку или копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, в отношении непосредственно к УРЗ, а также приложить копию договора подряда (субподряда), подписанного между УРЗ и иной компанией, которая является действующим членом изыскательской саморегулируемой организации, разумеется, с приложением выписки или копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, относительно этой компании.
Проектом контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчика, в этом случае УРЗ, являющийся победителем аукциона, заключивший контракт, вправе привлекать субподрядчика для выполнения необходимых видов изысканий, при этом, согласно ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, ответственность за выполненные работы также несет лицо, осуществляющее работы по подготовке проектной документации, то есть непосредственно победитель аукциона.
То есть требования у УРЗ, в части их обязательного членства в изыскательским СРО являются неправомерными, если УРЗ предоставляет в составе аукционной заявке подписанных договор с иной компанией, являющейся действующим членом изыскательский СРО (с приложением выписки из изыскательской СРО в отношении этой компании), то этого является достаточно для подтверждения и реализации права на участие в торгах, по предмету аукциона.
В письменных возражениях, направленных до заседания Комиссии Управления, Заказчик не согласился с доводами Заявителя и указал, что согласно части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций соответственно в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ. Таким образом, в силу положений ГрК РФ вышеуказанное подразумевает членство потенциального участника закупки в саморегулируемых организациях двух разных видов деятельности - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
Дополнительно Заказчик указал, что его позиция поддерживается Федеральной антимонопольной службой, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Также в возражениях Заказчик отметил, что работы по проектированию и инженерным изысканиям являются технологически и функционально связанными друг с другом, и их объединение в одну закупку не влечет за собой ограничение количества участников такой закупки свидетельствует практика контрольных и судебных органов, сложившаяся при рассмотрении аналогичных вопросов. Инженерные изыскания являются первоначальной стадией архитектурно-строительного проектирования, на основе материалов которых осуществляется разработка предпроектной документации. В целом эти виды работ являются составной частью единого комплексного процесса создания готовой продукции. Следовательно, выполнение изыскательских и проектных работ может являться предметом одного электронного аукциона. Только проектировщик может предоставить сведения и данные о проектируемых объектах, то есть работы необходимо проводить в системе, в комплексе. Кроме того регулирование данных работ осуществляется одной главой Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) разделом 4 "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ" (статьи 758-762 ГК РФ). Инженерные изыскания относятся к "проектно-изыскательскому делу" и проводить их необходимо в комплексе. В частности статья 758 ГК РФ определяет понятие договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ. В силу статьи 760 ГК РФ подрядчик обязан передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. Ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ (статья 761 ГК РФ) также предусмотрена в целом за комплекс данных. Таким образом, инженерные изыскания и проектирование являются видами работ, последовательно, технологически и функционально связанными между собой этапами и объединение их является закономерным.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение проектно - изыскательских работ на объекте "Благоустройство территории в районе пересечения ул.Узбекистанская, ул.Космонавтов граничащая с жилыми домами NN71,72 мкр. 1А" (извещение N0187300001918000053) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.02.2018.
В пункте 7 раздела 1 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) выписку или копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий по форме утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", выданную участнику электронного аукциона не ранее чем за один месяц, до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
б) выписку или копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", выданную участнику электронного аукциона не ранее чем за один месяц, до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Указанное требование не распространяется на участников электронного аукциона, указанных в части 2.1. статьи 47 и части 4.1. статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предоставленные участником электронного аукциона выписки/копии выписок должны содержать сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации:
- размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров - первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации в каждой из указанных областей.
Предоставленные участником электронного аукциона выписки/копии выписок могут содержать сведения о более высоком уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовке проектной документации.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий ( часть 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 2, 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий (часть 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм можно сделать вывод, что в случае, если контрактом предусмотрена возможность привлечения субподрядчика, то участник закупки, заключивший договор подряда на подготовку проектной документации, вправе привлекать субподрядчика для выполнения необходимых видов изысканий, при этом, согласно части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за выполненные работы также несет лицо, осуществляющее работы по подготовке проектной документации.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 4.1.3 проекта контракта подрядчик обязан выполнить проектно-изыскательские работы собственными или привлеченными силами в соответствии с условиями календарного плана выполнения работ (Приложение N2 к Контракту) и согласно требованиям "Задания на проектирование" Муниципального заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные требования об одновременном членстве участника в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и саморегулируемой организации архитектурно-строительного проектирования противоречат пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ГрадПроект" (ИНН 5903134124, ОГРН 1175958035725) от 01.03.2018 N273-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение проектно - изыскательских работ на объекте "Благоустройство территории в районе пересечения ул.Узбекистанская, ул.Космонавтов граничащая с жилыми домами NN71,72 мкр. 1А" (извещение N0187300001918000053) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - МКУ "Управление капитального строительства города Урай", Уполномоченному органу - Администрация города Урай, в лице управления экономики, анализа и прогнозирования, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2018 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д.12, стр.9 тел.: (495) 7872999/97 доб. 369, Факс: (495) 7872998 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "ГрадПроект" 614058, г.Пермь, ул.Маяковского, 41, кв.107 Тел.: (922) 3132220 e-mail: 6458383@mail.ru Заказчик: МКУ "Управление капитального строительства города Урай" 628285, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Урай, мкрн. 2, д.59, 4 этаж Тел.: (34676) 26588 e-mail: uks-priem@yandex.ru Уполномоченный орган: Администрация города Урай, в лице управления экономики, анализа и прогнозирования 628285, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Урай, мкрн. 2, д.60 Тел.: (34676) 35353 e-mail: mzakaz@uray.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 12.03.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
на основании своего решения от 12.03.2018 о рассмотрении жалобы ООО "ГрадПроект" (ИНН 5903134124, ОГРН 1175958035725) от 01.03.2018 N273-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение проектно - изыскательских работ на объекте "Благоустройство территории в районе пересечения ул.Узбекистанская, ул.Космонавтов граничащая с жилыми домами NN71,72 мкр. 1А" (извещение N0187300001918000053), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов аказчику - МКУ "Управление капитального строительства города Урай", Уполномоченному органу - Администрация города Урай, в лице управления экономики, анализа и прогнозирования, аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение проектно - изыскательских работ на объекте "Благоустройство территории в районе пересечения ул.Узбекистанская, ул.Космонавтов граничащая с жилыми домами NN71,72 мкр. 1А" (извещение N0187300001918000053).
2. С учетом принятого решения от 12.03.2018 по рассмотрению жалобы ООО "ГрадПроект" от 01.03.2018 N273-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение проектно - изыскательских работ на объекте "Благоустройство территории в районе пересечения ул.Узбекистанская, ул.Космонавтов граничащая с жилыми домами NN71,72 мкр. 1А" (извещение N0187300001918000053) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем семь дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 12.04.2018 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 13.04.2018 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 марта 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2018