Резолютивная часть объявлена 19.03.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 22.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Грап Т.Ю. по доверенности N657 от 19.03.2018, Угрюмова Л.М. по доверенности N656 от 19.03.2018;
от Уполномоченного органа - Жила Н.А. по доверенности N391 от 12.12.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (ИНН 0323371411, ОГРН 1130327016599) от 12.03.2018 N302-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района (МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР), Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Школа N 1 (корпус N 1) и пристрой к школе N 1, пгт. Белый Яр" ул.Островского 20 (извещение N0187300014718000062) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавшего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ смета является частью проектной документации. При этом согласно изменениям, внесенным в ГрК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ, смета является обязательным разделом проектной документации в следующих случаях: - финансирование работ осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ (т.е. любого уровня бюджетной системы); - финансирование работ осуществляется за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями и юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Таким образом, с 4 июля 2016 года смета обязательна для государственных и муниципальных заказчиков.
Согласно ГрК РФ проектная документация должна составляться во всех случаях, в том числе при выполнении работ по капитальному ремонту. При выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация может содержать не все, а только отдельные разделы, предусмотренные ч. 12 ст. 48 ГрК РФ (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ).
Перечень таких разделов определяется застройщиком или техническим заказчиком исходя из содержания работ. В частности, проектная документация на капитальный ремонт может состоять только из одной сметной документации. При этом такая сметная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ней ГрК РФ и принятыми в развитие ГрК РФ подзаконными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит обязательной проверке на предмет достоверности ее определения. Порядок проведения такой проверки определен постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427.
В силу пункта 1 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 (далее - Положение) проверка достоверности сметной стоимости должна осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта, так и при проведении капитального ремонта.
Проверка проводится независимо от: а) необходимости получения разрешения на строительство; б) обязательности подготовки проектной документации; в) обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, за исключением модификации проектной документации, в том числе в отношении отдельных разделов проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, не снижающей конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, если указанная модификация не приводит к увеличению сметной стоимости объекта капитального строительства (пункт 2 Положения).
Согласно пунктам 24, 25 Положения результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде заключения о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия (далее - заключение).
Заключение должно содержать обоснование выводов о достоверности (недостоверности) определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия со ссылками на конкретные положения сметных нормативов и с перечислением несоответствий, связанных с неправильностью и (или) необоснованностью принятых в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, а в случаях, если подготовка проектной документации не требуется, - предусмотренных в ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах, и документами, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 8(2) настоящего Положения (при проведении проверки сметной стоимости капитального ремонта).
В аукционной документации отсутствует заключение экспертизы достоверности сметной стоимости документации. Не проведение экспертизы сметной стоимости работ может вести к увеличению расходования бюджетных средств, а также к нецелевому их использованию, что относится к предмету Уголовного кодекса РФ.
Отсутствие заключения государственной экспертизы по определению достоверности определения сметной стоимости либо на соответствие сметным нормативам, не позволяет определить объемы работ, подлежащих выполнению и соответствие им сметной документации, что влияет на определение начальной (максимальной) цены контракта и экономической целесообразности участия в данной закупке.
(см. решение ФАС России от 20.01.2017 по делу N К-55/17 (номер извещения 0119200000116008709), определение Верховного Суда РФ от 25.05.2016 N 305-КГ16-4543).
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и пояснили Комиссии Управления, что Заказчик и Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов сторон Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Школа N 1 (корпус N 1) и пристрой к школе N 1, пгт. Белый Яр" ул.Островского 20 (извещение N0187300014718000062) размещены на официальном сайте единой информационной системы 15.02.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Часть 12.2 статьи 48 ГК РФ определяет состав проектной документации, в которую в том числе в качестве раздела входит смета на капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 48 ГК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87), которым установлено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение).
При этом Положение, утвержденное Постановлением N 87, не содержит указание на то, что оценка достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства является частью проектно-сметной документации, из чего прямо следует отсутствие обязательного размещения Заказчиком заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства в Единой информационной системе в сфере закупок.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что экспертиза проектной документации, в том числе сметной стоимости работ, проведена.
Комиссия Управления отмечает, что в составе аукционной документации размещены техническое задание и локальные сметные расчеты, позволяющие определить объемы и стоимость подлежащих выполнению работ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что неразмещение в составе аукционной документации заключения государственной экспертизы по определению достоверности определения сметной стоимости либо на соответствие сметным нормативам не свидетельствует о том, что Заказчиком размещена недостоверная информация, кроме того, не размещение данного заключения не говорит о том, что экспертиза не проводилась.
Учитывая, что законодательством о контрактной системе не установлены обязательные требования о размещении в составе документации заключения государственной экспертизы, нарушения в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" (ИНН 0323371411, ОГРН 1130327016599) от 12.03.2018 N302-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района, Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Школа N 1 (корпус N 1) и пристрой к школе N 1, пгт. Белый Яр" ул.Островского 20 (извещение N0187300014718000062) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 марта 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018