Резолютивная часть объявлена 19.03.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 22.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Гусев В.А. по доверенности от 05.12.2016;
от Уполномоченного органа - Касьянова М.К. по доверенности N68 от 01.03.2018.
рассмотрев жалобу ООО "Дельта Авто" (ИНН 5611070353, ОГРН 1145658005217) от 12.03.2018 N301-ж на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности" (МБУ "УЛПХИЭБ"), Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка автомобильных шин и литых дисков (извещение N0187300006518000067) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавших описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. Заказчик, указав некоторые параметры резины нарушил 44-ФЗ, в частности ст. 33 п. 2 "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика"
Так, Заказчик, Ссылается на Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". При чем в закупке на автомобильные шины, регламент о безопасности ТС. Не совсем понятно.
В этой закупке Заказчик обязан был ссылаться на ГОСТ 4754-97 "Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости", ГОСТ 25304-88 Шины пневматические диагональные индустриальные. Основные параметры, размеры, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение Что противоречит 44-ФЗ, в частности ст. 33 п. 2 "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
При этом в Техническом задании Заказчика, НИГДЕ нет ссылки на приведенный выше ГОСТ
Что также противоречит указанной статье 44-ФЗ в части: Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Чего, естественно, в указанной закупке нет.
Нет ссылки на ГОСТ в описании объекта закупки.
2. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
НО тем не менее, не взирая на прямой запрет указания условий, ограничивающих количество участников, Заказчик, вносит в Техническое задание (Приложение 2) следующие маркировки резины по п. 3 - 185R14C, что НЕСООТВЕСТВУЕТ ГОСТам, приведенным выше. Кроме того, при просьбе, выразившейся в ТРЕХ запросах предложений изменить описание объекта закупки на тот, который действительно выпускается промышленностью, Заказчик отвечает отказом, ссылаясь на коммерческие предложения, полученные от мифических поставщиков.
Мы как организация, которая уже не первый год занимается поставкой авторезины по 44 ФЗ сомневаемся в компетенции наших конкурентов, которые приготовили указанные коммерческие предложения. Кроме того, не мы одни сомневаемся, а еще три организации, написавшие запросы на разъяснение (Приложение 3, 4, 5).
Указав данные параметры резины, он тем самым ограничил количество предложений марок и производителей резины, так как НИ одна марка и один производитель НЕ ПОДХОДЯТ под указанное выше описание.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка автомобильных шин и литых дисков (извещение N0187300006518000067) размещены на официальном сайте единой информационной системы 26.02.2018.
Приложением 1 к техническому заданию определен объем и номенклатура закупаемого товара.
N |
Наименование |
Функциональные и качественные характеристики товара |
Ед. измерения |
Количество |
Нормативный документ |
Неизменяемые показатели | |||||
1 |
Шина автомобильная |
Сезон - зима; Ширина профиля: 225 мм; Высота профиля: 55%; Диаметр: 17 дюймов; Шипы противоскольжения - наличие; |
штука |
4 |
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 |
2 |
Шина автомобильная |
Сезон - зима; Ширина профиля: 245 мм; Высота профиля: 70%; Диаметр: 16 дюймов; Шипы противоскольжения - наличие; |
штука |
12 |
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 |
3 |
Шина автомобильная |
Размер: 185/R 14C Ширина профиля: 185 мм; Высота профиля: 65%; Диаметр: 14 дюймов; Сезон - зима; Шипы противоскольжения - наличие; |
штука |
7 |
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 |
4 |
Шина автомобильная |
Размер: 195/70 R 15C Сезон - зима; Ширина профиля: 195 мм; Высота профиля: 70%; Диаметр: 15 дюймов; Шипы противоскольжения - наличие; |
штука |
2 |
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 |
5 |
Шина автомобильная |
Размер: 185/75 R 16C Сезон - зима; Ширина профиля: 185 мм; Высота профиля: 75%; Диаметр: 16 дюймов; Шипы противоскольжения - наличие; |
штука |
21 |
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 |
6 |
Шина для погрузчика |
Размер: 12,4 L R16 Норма слойности: 14 Рисунок протектора: дорожный Индекс скорости: К Индекс нагрузки: 148/145 |
штука |
4 |
Стандартизация не применяется |
7 |
Диск |
Диаметр: 16 дюймов Ширина диска: 8 дюймов Вылет (ET): 20 мм. Сверловка (PCD): 139.70x5 Тип: Литой |
штука |
8 |
Стандартизация не применяется |
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из смысла пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик описал объект закупки в соответствии с техническим регламентом и указал соответствие характеристик данному регламенту.
Изучив Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 Комиссия Управления установила, что данный регламент не содержит функциональные и качественные характеристики шин, указанные в пунктах 1-5 Приложения 1 к техническому заданию, следовательно участники закупки не могут определить соответствие технического задания правилам описания объекта закупки, указанным в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Примененные Заказчиком в описании объекта закупки функциональные характеристики товара регулируются ГОСТ 4754-97 Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия (с Изменениями N 1, 2) и ГОСТ 25304-88 Шины пневматические диагональные индустриальные. Основные параметры, размеры, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.
Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит обязанности Заказчиков указывать в описании объекта закупки технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что в случае ссылки Заказчиком в техническом задании на конкретный технический регламент или ГОСТ, указанные технические регламенты или ГОСТы должны отражать характеристики технического задания и подтверждать соответствие технического задания условиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. В доводах жалобы Заявитель указывает, что пункт 3 приложения 1 к техническому заданию - 185R14C - не соотвествует ГОСТам. НИ одна марка и один производитель не подходят под указанное описание.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем не представлено доказательств того, что требуемый Заказчиком товар не существует.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Кроме того, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы Заявителя возможно проверить только при поставке товара и его приемки Заказчиком.
При рассмотрении жалобы ООО "Дельта Авто" Комиссия Управления установила, что 16.03.2018 на сайте единой информационной системы и сайте оператора электронной площадки Уполномоченным органом размещен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.03.2018 N0187300006518000067-1, согласно которому шесть заявок допущены к участию в аукционе и признаны участниками электронного аукциона, что, по мнению Комиссии Управления, свидетельствует о том, что выявленные нарушениями не повлияли на результаты электронного аукциона и необходимость выдачи предписания отсутствует.
Вышеизложенное соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Дельта Авто" (ИНН 5611070353, ОГРН 1145658005217) от 12.03.2018 N301-ж на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности", Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка автомобильных шин и литых дисков (извещение N0187300006518000067) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 марта 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018