Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителя заказчика - Администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края (далее - Заказчик) Сташкевича А.Н. (по доверенности от 13.03.2018 N 429);
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью НИИ "Земля и город" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на право заключения контракта на выполнение работ по корректировке генерального плана и правил землепользования Апачинского сельского поселения (закупка N 0138300006618000007), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
26.02.2018 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем ЭА на право заключения контракта на выполнение работ по корректировке генерального плана и правил землепользования Апачинского сельского поселения (закупка N 0138300006618000007) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 044 300,00 рублей.
06.03.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА.
В обоснование жалобы Заявитель привел доводы, что в документации об ЭА неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии лицензий:
1) на геодезическую и картографическую деятельность;
2) на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Заказчик представил возражения на жалобу (письма от 13.03.2018 N 06/445, от 14.03.2018 N 06/466), в которых указал следующее:
1) требование к участникам Закупки о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность обусловлено тем, что в соответствии с Техническим заданием при разработке проекта корректировки генерального плана подрядчик разрабатывает карту границ населенного пункта, входящего в состав Апачинского сельского поселения, что является картографической деятельностью;
2) требование к участникам Закупки о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обусловлено тем, что в процессе осуществления этапа работ "сбор исходных данных" подрядчику необходимо собрать данные, в состав которых входят сведения: о силах или средствах гражданской обороны; о дислокации, предназначении, степени защищенности объектов административного управления; о степени обеспечения безопасности населения, которые представляют собой государственную тайну.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией, должна содержать требования к участникам ЭА, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки.
1. В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о геодезии и картографии) геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Исходя из пункта 42 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в соответствии с данным законом лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.
Лицензирование картографической деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 N 1099 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности". В приложении к указанному Положению о лицензировании указаны наименования лицензируемых видов деятельности, в том числе установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований (пункт 8).
Под муниципальными образованиями, в соответствии абзацем десятым части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.102003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
В Технико-экономическом задании (приложение N 1 к документации об ЭА; далее - ТЭЗ), в пункте 1.4 "Разработка проекта корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки Апачинского сельского поселения (утверждаемая часть)" установлено, что в рамках разработки утверждаемой части проекта корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки Апачинского сельского поселения Подрядчик разрабатывает (в том числе):
- карту планируемого размещения объектов местного значения Апачинского сельского поселения;
- карту границ населенного пункта, входящего в состав Апачинского сельского поселения;
- карту функциональных зон Апачинского сельского поселения.
На указанных картах отображается (в том числе): граница Апачинского сельского поселения - границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Указанная деятельность, которую Подрядчик должен осуществить в соответствии с ТЭЗ, направлена, в том числе, на установление границы муниципального образования Апачинского сельского поселения, следовательно, в соответствии с пунктом 42 статьи 12 Закона о лицензировании, данная деятельность является картографической деятельностью, на осуществление которой, в силу части 1 статьи 21 Закона о геодезии и картографии, требуется наличие соответствующей лицензии.
Следовательно, довод Заявителя о неправомерности установления Заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 26.07.2017) "О государственной тайне" (далее - Закон РФ N 5485-1) государственную тайну составляют сведения в области экономики, науки и техники о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.
Этому требованию корреспондируют положения Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 02.03.2018) "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", которым утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В соответствии с указанным Перечнем к государственной тайне отнесены: сведения о силах или средствах гражданской обороны (пункт 44); сведения о дислокации, предназначении, степени защищенности объектов административного управления (пункт 45); сведения о степени обеспечения безопасности населения (пункт 46).
В силу абзаца первого статьи 27 Закон РФ N 5485-1 допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пункту 1.1 СП 165.1325800.2014. "Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90", утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 N 705/пр, (далее - Свод правил), настоящий Свод правил устанавливает требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, которые должны соблюдаться при подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территорий, при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов и объектов гражданской обороны.
Как указано в "Требованиях к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, учитываемые при разработке документов территориального планирования муниципальных образований" Свода правил (пункт 5.14), материалы по обоснованию генеральных планов городских округов и поселений в текстовой форме должны содержать и учитывать:
- ограничения, установленные законодательством Российской Федерации о гражданской обороне и настоящим Сводом правил на размещение объектов местного значения - поселения и городского округа в зонах возможной опасности;
- оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов местного значения поселения и городского округа на комплексное развитие соответствующей территории с точки зрения потенциальной опасности указанных объектов;
- перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываемых в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации.
В пункте 4 ТЭЗ указана нормативная и правовая база, на основании которой должна осуществляться корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Апачинского сельского поселения, в том числе, Свод правил, при этом, как указано в пункте 6 (абзац восьмой) ТЭЗ, сбор дополнительных данных осуществляется Подрядчиком своими силами и за свой счет.
В соответствии с пунктом 2.4.2 проекта муниципального контракта работы должны соответствовать требованиям СНиП, ГОСТ и другим документам, устанавливающим требования к такому типу работ.
Пункт 1.3 ТЭЗ предусматривает подготовку материалов по обоснованию проекта корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки Апачинского сельского поселения.
В соответствии с подпунктом 1.3.1 ТЭЗ материалы по обоснованию проекта корректировки генерального плана правил землепользования и застройки Апачинского сельского поселения в текстовой форме содержат (в том числе) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с подпунктом 1.3.2 ТЭЗ материалы по обоснованию проекта корректировки генерального плана правил землепользования и застройки Апачинского сельского поселения в виде карт отображают (в том числе) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В пункте 1.4 "Разработка проекта корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки Апачинского сельского поселения (утверждаемая часть)" ТЭЗ установлено, что в рамках разработки утверждаемой части проекта корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки Апачинского сельского поселения Подрядчик разрабатывает (в том числе):
- карту планируемого размещения объектов местного значения Апачинского сельского поселения;
- карту границ населенного пункта, входящего в состав Апачинского сельского поселения;
- карту функциональных зон Апачинского сельского поселения.
На указанных картах соответственно отображаются (в том числе) планируемые для размещения объекты местного значения Апачинского сельского поселения, относящиеся, в том числе, к иным областям в связи с решением вопросов местного значения Апачинского сельского поселения, следовательно, и в связи с решением вопроса местного значения в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Системное толкование нормативных правовых актов в сфере проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с учетом требований, установленных Сводом правил к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, которые должны соблюдаться при подготовке документов территориального планирования, и документации по планировке территорий, при проектировании, строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов и объектов гражданской обороны, ТЭЗ и проекта муниципального контракта позволяют сделать вывод, что ТЭЗ и проект муниципального контракта предусматривают при сборе дополнительных данных проведение Подрядчиком работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а именно, сведений о силах или средствах гражданской обороны; о дислокации, предназначении, степени защищенности объектов административного управления; о степени обеспечения безопасности населения, представляющие собой государственную тайну, допуск к которым осуществляется путем получения Подрядчиком соответствующей лицензии.
Следовательно, довод Заявителя о неправомерности установления Заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.А. Светлова
Члены комиссии: С.Н. Парфирьева
А.А. Козаченко
С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 марта 2018 г. N 21-06/58-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018