Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заказчика - ГП ЯО "ЯРДОРМОСТ" (далее также - заказчик), представителя по доверенности Андриановой А.И., представителя по доверенности Прокофьевой А.А.;
от заявителя - ООО "ГЛОНАСС-СЕРВИС" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ГЛОНАСС-СЕРВИС" на действия заказчика - ГП ЯО "ЯРДОРМОСТ", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку приборов спутникового мониторинга (извещение N0571200001118000002) (далее - электронный аукцион) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ГЛОНАСС-СЕРВИС" на действия заказчика - ГП ЯО "ЯРДОРМОСТ", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку приборов спутникового мониторинга (извещение N0571200001118000002).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку приборов спутникового мониторинга не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком неправомерно установлено ограничивающие количество участников закупки требование к функциональным, техническим и качественным характеристикам приборов спутникового мониторинга, а именно требования к типу антенн, материалу корпуса, графической схеме расположения контактов разъёма подключения, нанесённой на корпус терминала, размеру корпуса терминала, минимальной комплектности поставки терминала и его весу.
В качестве одного из доводов жалобы заявитель также указывает на то, что 07.03.2018 заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе были размещены разъяснения аукционной документации без указания на предмет запроса.
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, действия заказчика - незаконными; просит выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на поставку приборов спутникового мониторинга была составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 28.02.2018 размещено извещение N0571200001118000002 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку приборов спутникового мониторинга вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке приборов спутникового мониторинга с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГП ЯО "ЯРДОРМОСТ".
В соответствии с извещением N0571200001118000002 и аукционной документацией в качестве объекта закупки обозначена поставка приборов спутникового мониторинга.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с таблицей "Требования к характеристикам поставляемого товара", представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, заказчику требуется товар со следующими характеристиками:
Показатель |
Значение показателя |
Тип антенн (ГЛОНАСС/GPS, GSM) |
Внешние, тип разъёма FAKRA** |
Материал корпуса |
металл** |
Графическая схема расположения контактов разъема подключения, нанесенная на корпус терминала |
наличие** |
Размер корпуса терминала (длинна, ширина, высота), мм |
не более 80х71х30* |
Минимальная комплектность поставки терминала |
Терминал**, разъем подключения**, комплект проводов подсоединения не менее 2 шт.*, держатель предохранителя**, предохранитель** |
Вес, г |
не более 150* |
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России представители заказчика пояснили, что включение в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указанных выше оспариваемых заявителем характеристик обусловлено следующими причинами:
1) заказчику требуется оборудование, совместимое с уже установленными на транспорте предприятия внешние антеннами с разъёмом FAKRA;
2) требование к металлическому корпусу прибора вызвано потребностью заказчика в обеспечении повышенной защиты внутренних элементов прибора от негативного влияния внешней среды, (например, противоправных действий водителей, неблагоприятных погодных условий);
3) графическая схема расположения контактов разъема подключения, нанесенная на корпус терминала, упрощает процедуры монтажа и снижает риск неправильного подключения и, соответственно, выхода прибора из строя;
4) требования к размеру корпуса терминала не более 80х71х30 мм и весу не более 150 г обусловлены тем, что на транспорте предприятия уже смонтированы кронштейны под заявленные размеры прибора. Приобретение приборов с большими размерами потребует замены кронштейнов и, как следствие, приведёт к простою транспортных средств;
5) минимальная комплектность требуется для унифицированности комплекта, его состав позволяет производить замену как отдельных вышедших из строя комплектующих, так и всего комплекта целиком.
В качестве предмета закупки обозначена поставка приборов спутникового мониторинга, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить приборы спутникового мониторинга, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Заявитель не обосновывает тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.
Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
В свою очередь, представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что ими при формировании аукционной документации проведено изучение рынка приборов спутникового мониторинга, являющихся предметом настоящей закупки, и сделан вывод, что имеется не одна организация, способная поставить требуемые по условиям рассматриваемой аукционной документации товары, доказательствами чего являются три коммерческих предложения, представленные на заседание Комиссии (ООО "Компания ТРАНСВЭЛ", ГБУ ЯО "ИАЦ "ГИиНС", ООО ПФК "Сплайн"), согласно которым предлагается поставка товаров, соответствующих требованиям заказчика.
Факт отсутствия ограничения количества участников закупки косвенно находит своё подтверждение также в том, что согласно протоколу рассмотрения заявок N0571200001118000002 от 13.03.2018 на участие в данном аукционе было подано три заявки, две из которых были допущены к участию в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - ГП ЯО "ЯРДОРМОСТ", нарушений законодательства о контрактной системе по формированию требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам приборов спутникового мониторинга.
Комиссии представляется обоснованным довод заявителя о том, что 07.03.2018 заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе были размещены разъяснения аукционной документации без указания на предмет запроса.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Исходя из частей 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено на заседании Комиссии Ярославского УФАС России, 05.03.2018 в 16:03 в адрес заказчика поступил запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку приборов спутникового мониторинга следующего содержания:
"Уважаемый заказчик, в разделе 2 Описание объекта закупки в требованиях к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара
Показатель |
Значение показателя |
Тип антенн (ГЛОНАСС/GPS, GSM) |
Внешние, тип разъёма FAKRA** |
Материал корпуса |
металл** |
Графическая схема расположения контактов разъема подключения, нанесенная на корпус терминала |
наличие** |
Степень защиты корпуса (пыле- и влагозащищенность) |
не хуже IP54* |
Размер корпуса терминала (длинна, ширина, высота), мм |
не более 80х71х30* |
Минимальная комплектность поставки терминала |
Терминал**, разъем подключения**, комплект проводов подсоединения не менее 2 шт.*, держатель предохранителя**, предохранитель** |
Вес, г |
не более 150* |
Просим разъяснить установление требований к данным показателям. Данные параметры никак не влияют на технические и функциональные характеристики абонентских терминалов, не смотря, на различия в несколько миллиметров и грамм, как и материал корпуса не оказывает никакого влияния ни на степень защиты, ни на функциональные характеристики. Графическая схема расположения контактов разъема подключения, нанесенная на корпус терминала и внешние антенны также является самостоятельным решением определенного производители, исходя из технологических возможностей. Учитывая, что данные показатели не являются вполне объективными в силу отсутствия стандартов на них и требования совместимости с каким-либо имеющимся оборудованием, заказчик, указывая точные значения для них, может создать условия для ограничения количества участников закупки. Нами были изучены характеристики абонентских терминалов у нескольких производителей. В качестве примера приводим габаритные размеры и массу абонентских терминалов различных производителей:
1. GALILEOSKY Base Block , габариты 80 х 71 х 28 мм, масса 150 u.
2. ГЛОНАСС/GPS трекер Naviset GT-20 LITE, габариты 150х65х29 мм, масса не более 300 г.
3. ARNAVI ГЛОНАСС, габариты 74х69х22 мм, масса не более 250 г.
4. FORT-111-М, габариты 105х78х30 мм, масса не более 250 г.
5. Teltonika FM, габариты 65 х 56.6 х 18.9 мм, масса не более 100 г.
6. Гранит-навигатор-4.10, габариты 122 х 73 х 22 мм, масса не более 170 г.
7. АвтоГРАФ-GSM, габариты 106 х 79 х 23 мм, масса не более 110 г.
8. M2M-Cyber GLX, габариты 155х122х45 мм, масса не более 300 г.
9. VOYAGER 2N ГЛОНАСС, габариты 110х80х20 мм, масса не более 150 г.
10. УМКа300, габариты 107х71х32 мм, масса не более 120 г.
11. ADM700, габариты 115х80х3 мм, масса не более 195 г.
12. STABR Mini 20, габариты 96х40х20 мм, масса не более 100 г.
Как видно из данного списка, параметрам фактически соответствует единственная модель терминала - GALILEOSKY Base Block, чьи технические характеристики полностью описаны в разделе 2 Описание объекта закупки. При этом ограничивается перечень однородных (функционально заменимых) товаров и как следствие ограничивается количество участников закупки (конкуренция).
Учитывая вышеуказанное, очевидно, что в электронном аукционе не смогут принять участие те юридические или физические лица, предлагающие конкурирующие модели оборудования, с превосходящими или аналогичными функциональными характеристиками, но не соответствующих параметрам, не оказывающие никакого влияния на работоспособность, функциональность и качественность.
Очевидно, что в данном случае ограничение круга возможных Участников закупки за счет ограничения моделей влечет за собой уменьшение, а возможно и исключение возможности экономии бюджетных средств
На основании вышеизложенного, Участник размещения заказа считает, что заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и просит внести изменения в аукционную документацию и привести ее соответствие с действующим законодательством РФ".
07.03.2018 в 11:22 заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений аукционной документации по данному запросу следующего содержания:
"В ответ на Ваш запрос от 05.03.2018 г. отвечаем, что Заказчик вправе определить в документации об электронном аукционе такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование денежных средств, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон), потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе указаны показатели соответствия необходимого к поставке товара нашим потребностям и показатели, значения которых не могут изменяться.
Законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, моделям товара на рынке.
Следовательно, все требования к характеристикам товара, указанные в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлены нами в соответствии с действующим законодательством и со своими потребностями.
Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта, указанная в документации об электронном аукционе, была определена по результатам проведенного мониторинга рыночных цен, для чего ГП ЯРДОРМОСТ направляло запросы на предоставление коммерческих предложений потенциальным поставщикам, описывая при этом объект закупки.
Так как объектом закупки является поставка приборов спутникового мониторинга транспорта, а не их изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Описание объекта закупки в документации об электронном аукционе составлено с учетом требований действующего законодательства и не ограничивает количество участников размещения заказа, внесение изменений в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе представляется нецелесообразным".
Изучив изложенные выше разъяснения положений аукционной документации, Комиссия Ярославского УФАС России установила, что в данных разъяснениях отсутствует указание на предмет запроса, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик - ГП ЯО "ЯРДОРМОСТ", разместив в единой информационной системе разъяснения положений аукционной документации по запросу участника закупки без указания на предмет запроса, допустил нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результат оспариваемой закупки, поскольку размещение заказчиком разъяснений положений аукционной документации подобным образом не исключило возможность подачи заявок участниками закупки: согласно протоколу рассмотрения заявок N0571200001118000002 от 13.03.2018 было подано три заявки на участие в данном аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ООО "ГЛОНАСС-СЕРВИС" (ИНН 7816601256, ОГРН 1147847438199) на действия заказчика - ГП ЯО "ЯРДОРМОСТ" (ИНН 7627000228, ОГРН 1027601593579), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку приборов спутникового мониторинга (извещение N0571200001118000002) обоснованной в части нарушения части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - ГП ЯО "ЯРДОРМОСТ", нарушившим часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения заказчику - ГП ЯО "ЯРДОРМОСТ", не выдавать, поскольку указанное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 марта 2018 г. N 05-02/58ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018