Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Изидолг" на действия Заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию систем безопасности (ИКЗ: 181253801766125380100100050018020000, извещение N 0320100004218000005) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение норм Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- сократил срок подачи заявок на участие в аукционе;
- не установил в проекте контракта и информационной карте N ИКЗ, чем нарушил статью 23 Закона N 44-ФЗ;
- не установил сроки оплаты и приемки работ в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ;
- не обоснованно включил в документацию пункт об удержании оплаты до погашения неустойки исполнителем;
- установлены размеры штрафов с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- нарушил порядок разъяснения положений документации об аукционе.
Заказчик не согласился с доводами жалобы. Считает, что при проведении аукциона действовал в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. Представил письменные мотивированные возражения.
Огласив жалобу, заслушав объяснения сторон, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Заказчиком 20.02.2018 размещены изменения в документацию об аукционе.
Согласно извещению о проведении аукциона и документации об аукционе дата окончания срока подачи заявок 07.03.2018, что составляет менее чем 15 дней.
Тем самым заказчик, продлив срок подачи заявок с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, допустил нарушение части 6 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В документации об аукционе дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (2 марта 2018 года) указана с нарушением части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России установила, что допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, а именно: извещение о проведении аукциона размещено 07.02.2018 и участники закупки, которые намеревались подать заявку на участие в торгах, имели возможность представить обеспечение заявки на участие в аукционе.
Согласно предоставленных Заказчиком сведений ООО "Изидолг", ИНН 2320248131, не имеет аккредитации на электронной торговой площадке http://etp.zakazrf.ru, в связи с чем довод Общества о невозможности подачи заявки из-за сокращения сроков размещения документации не нашел своего подтверждения.
Частью 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Аукционная документация размещена заказчиком на сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в виде единого документа (файла), утверждённого заказчиком. На титульном листе документации указан идентификационный код закупки.
Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае не нарушены требования части 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ, так как в аукционная документация, включающая проект контракта и информационную карту, содержит идентификационный код закупки.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 2.4.4. контракта "оплата услуг производится ежемесячно на основании актов выполненных услуг за расчетный период и выставленного счета Исполнителя, в течение 15 банковских дней с момента получения счета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя".
Понятие банковского дня в законодательстве не установлено. А в кредитной сфере используется понятие банковского или операционного дня, продолжительность которого определяется кредитным учреждением и как правило идентична рабочему дню (п. 1.3 "Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П)). При этом, кредитные учреждения вправе устанавливать дополнительные рабочие дни. Например, объявить субботу рабочим днем.
Следовательно, указание заказчиком на срок оплаты в течении 15 банковских дней означает, что оплата будет произведена в срок меньший или равный 15 рабочим дням, что не противоречит Закону N 44-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России считает необходимым привести срок оплаты выполненных работ указанный в проекте контракта в полное соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2.6. контракта Заказчик вправе не производить оплату по Контракту до уплаты Исполнителем начисленной и выставленной заказчиком неустойки (штрафа, пени) и/или до возмещения Исполнителем убытков, согласно предъявленным Заказчиком требованиям.
Доводы заявителя о неправомерности удержания оплаты не нашли своего подтверждения, поскольку в силу статьи 359 ГК РФ удержанием вещи, к которым приравниваются в силу ст. 128 ГК РФ денежные средства, могут обеспечиваться обязательства по договору.
По пункту 2.6. контракта удержание производится до надлежащего исполнения стороной своих обязательств.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара.
Заказчиком в п. 4.1. контракта предусмотрено, что Исполнитель не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в адрес Заказчика извещение (уведомление) о готовности услуг к сдаче и Акт об оказанных услугах. Однако, в проекте контракта отсутствует однозначное указание на сроки приемки и подписания актов выполненных работ со стороны заказчика.
На основании изложенного, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком в нарушение части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ не определен срок приемки работ. Доводы жалобы заявителя в данной части находят подтверждение.
В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-З контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства N 1042 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 2 Правил установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Изучив проект контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком в нарушение части 5 и части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ не установлены в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта.
Вместе с тем, по результатам аукциона цена была снижена до 3 482 500,00 рублей, что в связи с чем не требуется внесения изменений в размеры штрафов установленных по контракту.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" на действия Заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию систем безопасности (ИКЗ: 181253801766125380100100050018020000, извещение N 0320100004218000005) обоснованной в части нарушения части 6 статьи 65, Закона N 44-ФЗ.
2. Признать по результатам рассмотрения жалобы, что заказчик допустил нарушение:
- части 6 статьи 65 Закона N 44-ФЗ, т. к. продлил срок подачи заявок с нарушением требований Закона N 44-ФЗ;
- пункта 11 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т.к. указана дата окончания срока подачи запроса на разъяснения положений документации об аукционе с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, т. к. не указан срок приемки выполненных работ;
- части 5 и части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, т. к. установлен размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом не в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 15 марта 2018 г. N 244/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018