Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Изидолг" на действия Заказчика - Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении электронного аукциона на бензин автомобильный (извещение N 0120100008818000007) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) так сократил срок подачи заявок на участие в аукционе.
Также заявитель считает, что документация об аукционе не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ;
- установлена дата проведения аукциона с нарушением требований Закона N 44-ФЗ;
- установлены требования к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- установлены размеры штрафов с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- установлен порядок оплаты товара с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Огласив жалобу, заслушав объяснения стороны, участвующей в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Частью 3 статьи 63 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно документации об аукционе начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей.
Извещение о проведении аукциона размещено 28.02.2018.
При этом срок окончания подачи заявок на участие в аукционе -12.03.2018.
Следовательно, заказчик, разместив извещение о проведении электронного аукциона менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, допустил нарушение части 2 статьи 63 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 5 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об аукционе должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ.
Частью 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ установлено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Согласно документации об аукционе дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе - 14.03.2018, а дата аукциона - 16.03.2018.
Следовательно, заказчик, установив в документации об аукционе дату проведения аукциона с нарушением Закона N 44-ФЗ, допустил нарушение пункта 5 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев документацию об аукционе установила, что заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к товару для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, Комиссия Приморского УФАС России не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
Частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Вместе с тем, в проекте контракта размер штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащего исполнения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, установлен не в соответствии с Постановлением от 30.08.2017 N 1042.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего в соответствии с Постановлением размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размер штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, нарушены требования части 5 и части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Заказчик в проекте контракта в нарушение части 13.1. статьи 34 Закона N 44-ФЗ указал, что оплата производится в течение 15 рабочих дней с даты получения заказчиком счета-фактуры, а не документа о приемке.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что при размещении извещения о проведении аукциона заказчик допустил техническую ошибку при указании, что установлены требования к участникам закупки в соответствии частью 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, т.к. документация об аукционе данные требования не содержит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" на действия Заказчика - Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении электронного аукциона на бензин автомобильный (извещение N 0120100008818000007) обоснованной в части нарушения части 3 статьи 63, части 5 и части 8 статьи 34, части 13.1 статьи 34, пункта 5 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать по результатам рассмотрения жалобы, что заказчик допустил нарушение:
- части 3 статьи 63 Закона N 44-ФЗ, т. к. разместил извещение о проведении электронного аукциона менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
- пункта 5 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. установил дату проведения аукциона с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- части 5 и части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, т. к. установлен размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом не в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
- части 13.1. статьи 34 Закона N 44-ФЗ, т.к. установил порядок оплаты товара с нарушением Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19 марта 2018 г. N 251/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018