Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
<__.>
в присутствии:
<__.>
в отсутствии надлежащим образом уведомленного представителя заявителя ООО "Перспектива";
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" за N 0127300018718000015 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
В адрес Брянского УФАС России 07.03.2018 года поступила жалоба участника закупки ООО "Перспектива" на действия заказчика Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" за N 0127300018718000015.
13.02.2018 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" за N 0127300018718000015 и документация об аукционе.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за N 0127300018718000015 на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 029 687 ,00 рублей.
Заявитель ООО "Перспектива" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Администрация Жуковского района Брянской области, сформировавшего документацию об электронном аукционе за N 0127300018718000015 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, по мнению заявителя:
Во-первых, в п. 4.2.65 проекта контракта заказчиком установлено требование об обязанности подрядчика согласовывать привлечение субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ по контракту, противоречащее положениям ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе;
Во-вторых, заказчиком в разделе 13 проекта контракта "Ответственность сторон" указаны все возможные случаи определения размеров штрафов, предусмотренных правилами, установленными в соответствии с Постановлением от 30.09.2017 г. N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом";
В-третьих, в техническом задании документации об электронном аукционе за N 0127300018718000015 в перечне товаров (строительных материалов), используемых при выполнении работ не определена потребность заказчика, поскольку по ряду позиций установлено указание на соответствие конкретному ГОСТ.
Изучив представленные документы, заслушав представителя заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку в техническом задании документации об электронном аукционе за N 0127300018718000015 установленный перечень товаров (строительных материалов), используемых при выполнении работ, в части указания технических характеристик и показателей таких товаров, соответствует положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Так, при обозрении технического задания документации об электронном аукционе за N 0127300018718000015 установлено, что заказчиком предусмотрен перечень материалов, используемых при выполнении работ с указанием на технические характеристики каждого из материалов, а также на соответствие таких материалов требованиям документа, разрабатываемого и применяемого в национальной системе стандартизации (ГОСТ), в частности, "труба стальная электросварная 57*3,5 мм, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80", что свидетельствует о надлежащем соблюдении заказчиком при составлении описания технического задания документации об электронном аукционе за N 0127300018718000015 положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 5,7,8 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также положения п. 3,4,6,9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2017 г. N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042), поскольку заказчиком Администрация Жуковского района Брянской области условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, в части порядка определения размера штрафов, установлено не в полном соответствии с положениями Постановления N 1042.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" за N 0127300018718000015 составляет 6 029 687,00 руб. (шесть миллионов двадцать девять тысяч шестьсот восемьдесят семь рублей), следовательно, за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, заказчику надлежало при определении размеров штрафов устанавливать порядок для цены контракта (этапа) не превышающей 3 млн. рублей, а также цены контракта (этапа) составляющей от 3 млн. рублей до рублей до 50 млн. рублей (включительно), либо до 10 млн. рублей (включительно).
Однако, заказчиком в разделе 13 проекта контракта "Ответственность сторон", определен порядок расчета фиксированной суммы штрафа не в полном соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства N 1042, а именно, в том числе, с учетом цен контрактов, значительно превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку заказчиком в локальном сметном расчете документации об электронном аукционе за N 0127300018718000015 содержится указание на конкретные торговые наименования и торговый знак без сопровождения словами "или эквивалент" и конкретных характеристик эквивалентного товара, а также без указания на правовое основание потребности в поставке товара конкретных производителей, а именно, в частности:
- п. 54 локального сметного расчета N 02-01-01 на газопровод высокого давления н.п. Упрусы ФССЦ-18.1.09.07-0087 "_монтажный комплекс BS 063-225/1-1.5-м. FRIATEC AG, ДИАМЕТРОМ 100 мм";
- п. 122 локального сметного расчета N 02-01-01 на газопровод высокого давления н.п. Упрусы ФССЦ-01.4.03.03.0021 "полимер для стабилизации буровых скважин: "ФИЛЬТР ЧЕК".
Комиссией Брянского УФАС России принято решение признать выявленное нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе неповлиявшим на результаты проведения электронного аукциона за N 0127300018718000015 поскольку:
Во-первых, при обозрении информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, установлено, что запросов на предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе за N 0127300018718000015 в части содержания локально сметных расчетов, в адрес оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" не поступало, следовательно, указание на конкретные торговые наименования и торговый знак не ввело в заблуждение участников проводимого электронного аукциона и позволило им надлежащим образом сформировать содержание первых частей заявок на участие в электронном аукционе;
Во-вторых, согласно протоколу рассмотрения заявок от 13.03.2018 года N0127300018718000015-1 на участие в электронном аукционе подано 7 (семь) заявок, 6 (шесть) из которых, были допущены единой комиссией заказчика Администрация Жуковского района Брянской области к участию в электронном аукционе за N 0127300018718000015, следовательно, выявленное нарушение не повлекло за собой ограничение количества участников проводимого электронного аукциона.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заказчиком Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку установленные в п.4.2.6 и п. 9.4 проекта контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" требования нарушают права потенциальных участников проводимого электронного аукциона за N 0127300018718000015.
Согласно п. 4.2.6 проекта контракта заказчик предусмотрел обязанность подрядчика "согласовать с муниципальным заказчиком привлечение субподрядных организаций. нести ответственность перед муниципальным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками. муниципальный заказчик имеет право требовать замены субподрядчика при наличии аргументированных доказательств", однако при выполнении строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" с учетом начальной (максимальной) цены контракта равной 6 029 687 ,00 рублей исполнение вышеназванного требования не предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.
Кроме того, п. 9.4 проекта контракта предусмотрено: "подрядчик с начала производства работ и до сдачи объекта должен выполнить ограждение, освещение, организовать охрану строящегося объекта, в том числе с привлечением специализированных охранных организаций", в то время как, подрядная организация при выполнении строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" по своему усмотрению формирует штат ответственных должностных лиц за организацию охраны строящегося объекта.
5. Заказчиком Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены, поскольку заказчиком в пп. 9.2, 9.3 проекта контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" установлены требования к производству работ, не предусмотренные документацией об электронном аукционе за N 0127300018718000015.
Так, при обозрении п. 9.2 проекта контракта установлено, что заказчиком определена обязанность подрядчика в выполнении геодезических работ в процессе строительства, геодезического контроля точности геометрических параметров зданий (сооружений), при этом п. 9.3. предусматривает, что по окончании строительства подрядчик передает муниципальному заказчику схемы расположения и каталоги координат и высот геодезических знаков, устанавливаемых при геодезических разбивочных работах в период строительства и сохраняемых до его окончания, однако, выполнение вышеназванного вида работ согласно документации об электронном аукционе за N 0127300018718000015 не предусмотрено.
Следовательно, выявленное нарушение может повлечь за собой заключение контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района", не на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе за N 0127300018718000015.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Заказчиком Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 5 ст. 110.2 согласно которым контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта, поскольку в проекте контракта, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ заказчиком не установлено.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Единой комиссией заказчика Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения пп. 2 ч. 6 ст. 67 Закон о контрактной системе, согласно которым по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию, в том числе, о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, поскольку протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.03.2018 года N0127300018718000015-1 не содержит обоснование признания заявки участника закупки под N 4 не соответствующей требованиям п. 1 п. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а также указаний на положения документации об электронном аукционе, которым не соответствует отклоненная заявка.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.03.2018 года N0127300018718000015-1 основанием для отказа в допуске к участию в проводимом электронном аукционе за N 0127300018718000015 участника закупки под N 4 послужило: "Участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе на основании пункта 1 части 4 ст.67: не предоставления информации, предусмотренной частью 3 ст.66 ФЗ N44-ФЗ от 05.04.2013 года, так как участником закупки указаны не все наименования и показатели материалов, которые будут применяться при выполнении работ", однако единой комиссией заказчика Администрация Жуковского района Брянской области не указанно подробное обоснование принятия решения, кроме того, не с указаны положения документации об электронном аукционе, которым не соответствует отклоненная заявка, положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе за N 0127300018718000015.
Выявленное в действиях единой комиссии заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу участника закупки ООО "Перспектива" на действия заказчика Администрация Жуковского района Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газификация н.п. Упрусы Жуковского района" за N 0127300018718000015 частично обоснованной, в части необоснованного установления требования о согласовании с заказчиком привлеченных к выполнению работ субподрядных организаций, а также в части нарушения порядка определения размеров штрафов.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Жуковского района Брянской области нарушения требований ч.1,5,7,8, ст. 34, ч. 5 ст. 110.2, пп.2 ч. 6 ст. 67, п. 1 ч. 1 т. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также положения пп. 3,4,6,9 Постановления Правительства от 30.09.2017 г. N 1042.
3. Признать нарушение требований п. 1 ч. 1 т. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части указания в содержании локально-сметных расчетов конкретных торговых наименований, а также же товарного знака неповлиявшим на результаты проведения электронного аукциона за N 0127300018718000015.
4. Выдать заказчику Администрация Жуковского района Брянской области, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 16 марта 2018 г. N 26
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2018