Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: Руденко Л.Э., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Гаранина А.А., специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля и информационного анализа,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей: уполномоченного учреждения - ОГКУ "Агентство государственных закупок Костромской области" (далее - Уполномоченное учреждение) <Я...>, <А...>, представителей заказчика - ОГБУ "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" <Б...>, <Т...>, <А...> (далее - Заказчик;), в отсутствии заявителя - ООО "Центрасоль", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу ООО "Центрасоль" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта напоставку щебня гранитного (фракция от 5 до 10 мм, смесь фракций от 5 до 20 мм) для нужд филиалов ОГБУ "Костромаавтодор" (извещение N N0841200000718000145) и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) внеплановойпроверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 21.02.2018 г. на официальном сайте в сети "Интернет" в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным учреждением размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку щебня гранитного (фракция от 5 до 10 мм, смесь фракций от 5 до 20 мм) для нужд филиалов ОГБУ "Костромаавтодор" (извещение N N0841200000718000145) (далее - Документация об аукционе).
13.03.2018 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки - ООО "Центрасоль" (далее - Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, при составлении аукционной документации допустил нарушения Закона о контрактной системе, Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
"Согласно документации об аукционе в электронной форме место доставки Товара
определено следующим образом:
Место доставки товара, являющегося предметом контракта |
Поставка товара осуществляется железнодорожным транспортом. Место доставки товара: ж/д станция Кострома Новая |
В соответствии с п. 3.1 проекта контракта поставка товара осуществляется железнодорожным транспортом. Место доставки товара: ж/д станция Кострома Новая Северной железной дороги, код станции: 305100.
Согласно п.2.2. В цену контракта включены все затраты Поставщика, связанные с исполнением обязательств по Контракт в полном объеме и надлежащего качества, включая расходы на погрузочные работы, а также налоги, сборы, и другие обязательные платежи, установленные законодательством РФ.
Организация, осуществляющая размещение торгов. Областное государственное казенное учреждение "Агентство государственных закупок Костромской области"обратилось в адрес ОГБУ "Костромаавтодор" с запросом на разъяснение положений аукционной документации, а именно п.2.2, проекта договора, поставив перед Заказчиком размещения следующий вопрос: "Просим разъяснить п.2.2. Проекта контракта в части расходов на погрузочные работы, что конкретно включается в цену товара?".
Как следует из разъяснения Заказчика от 28.02.2018 г. "Под расходами на погрузочные работы понимаются расходы Поставщика, связанные с погрузкой товара в транспортные средства Заказчика после доставки и выгрузке товара из вагонов ж/д станция Кострома новая Северной железной дороги, код станции; 305100."
Таким образом, аукционная документация в результате данного разъяснения не имеет предельной ясности для восприятия неопределенного количества потенциальных участников и не исключает возможность двоякого трактования названного пункта договора.
Статьей 8 Закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 5 статьи 24 того же закона Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу частей 7 и 8 статьи 50 Закона N 44-ФЗ любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Областное государственное казенное учреждение "Агентство государственных закупок Костромской области" участником торгов не является, следовательно, не вправе направлять запросы о разъяснении положений аукционной документации.
Кроме того, разъяснения Заказчика не должны иметь столь вольную трактовку, поскольку искажают первоначально заявленную Заказчиком редакцию договора и несут дополнительную финансовую нагрузку для потенциального участника торгов.
B соответствии c частью 1 статьи 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Фраза "...включая расходы на погрузочные работы..." безусловно и ясно свидетельствует именно о погрузочных работах, то есть работах, связанных с погрузкой щебня в железнодорожные вагоны, а не с проведение разгрузочных работ на станции назначения - месте доставки."
На вышеуказанные доводы заявителя Заказчикам и Уполномоченным учреждением были предоставлены в письменной форме возражения, согласно которым оспариваемые действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, по мнению заказчика, доводы Заявителя являются необоснованными.
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев довод жалобы, изучив представленные материалы и документы, нормативные правовые акты, выслушав представителей Уполномоченного учреждения и представителей Заказчика, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 510 Гражданского кодекса Российской Федерации доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Согласно условиям аукционной документации, указанным в п. 3.1. проекта Контракта, поставка товара осуществляется железнодорожным транспортом. Место доставки товара: ж/д станция Кострома Новая Северной железной дороги, код станции: 305100.
Разъяснения положений аукционной документации относительно данных условий размещены на официальном сайте в сети "Интернет" в единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru. от 28.02.2018 г. На поступивший запрос на разъяснение Заказчик пояснил, что подразумевается под "погрузочными работами": "В соответствии с условиями аукционной документации в цену контракта включены все,затраты Поставщика, связанные с исполнением обязательств по контракту в полном объеме и надлежащего качества, включая расходы на погрузочные работы, а также налоги, сборы, и другие обязательные платежи, установленные законодательством РФ.
Под расходами на погрузочные работы понимаются расходы Поставщика, связанные с погрузкой товара в транспортные средства Заказчика после доставки и выгрузки товара из вагонов на ж/д станции Кострома Новая Северной железной дороги, код станции: 305100".
Запрос на разъяснение положений аукционной документации поступил от участника закупки на электронную торговую площадку РТС-Тендер (дата поступления запроса 27.02.2018 года, номер запроса 100161676). В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 29 ноября 2013 г. N 500- а Областное государственное казенное учреждение "Агентство государственных закупок Костромской области определено уполномоченным учреждением на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков Костромской области и бюджетных учреждений Костромской области и осуществляет полномочия в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Костромской области, бюджетных учреждений Костромской области, включая размещение в ЕИС разъяснений положений документации.
Доказательств и документов, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в электронном аукционе Заявителем на рассмотрение жалобы не предоставлено, Комиссия Костромского УФАС России считает, что праваЗаявителя не нарушены, а Заказчиком при утверждении документации об аукционе не нарушены положения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центрасоль" необоснованной.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Члены Комиссии Л.Э. Руденко
А.А. Гаранина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 20 марта 2018 г. N 05-08-21/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018