резолютивная часть решения объявлена 14.03.2018 г.
в полном объеме решение изготовлено 19.03.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от Акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (далее - заявитель, АО "Согаз"), действующей на основании доверенности NФ02-65/17 от 14.07.2017 года;
от Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности N459/57 от 17 января 2018 года,
рассмотрев жалобу АО "Согаз" на действия заказчика при проведении закупки способом открытого конкурса N0304100006918000016 "Услуги ОСАГО" (далее - открытый конкурс), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба АО "Согаз" на действия заказчика при проведении открытого конкурса.
Согласно жалобе заявителя, заказчиком нарушены требования, предъявляемые к конкурсной документации, что неминуемо приведет к нарушению определения победителя закупки. В конкурсной документации заказчик устанавливает "Квалификация участников закупки", но при этом в нарушение установленного Законом о контрактной системе порядка, предписывающего один способ критерия оценки победителя, устанавливает два различных способа оценки одного критерия, каждый из которых может привести к разному результату, что нарушает принципы добросовестной конкуренции. Также заявитель обращает внимание на то, что заказчик в конкурсной документации допускает оценку участников как по формуле оценки, так и по шкале оценки, что в последующем приведет к не объективной оценке предполагаемых участников конкурса, исключает конкуренцию между хозяйствующими субъектами, оказывающими необходимые услуги по государственным контрактам и компаниями, имеющими оптимальный портфель по оказанию подобных услуг, тем самым нарушив требования антимонопольного законодательства. Кроме того, согласно жалобе заявителя, заказчиком не установлена формула, по которой участник должен осуществить расчет стоимости основных фондов по данным Бухгалтерского баланса (форма 1-страховщик) за 2016 г.
На основании вышеизложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе; признать жалобу обоснованной; провести проверку на предмет соблюдения заказчиком требований Закона о контрактной системе; выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 13 и 14 марта 2018 года, представителем заказчика представлены письменные возражения, согласно которым в соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ N1085 от 28.11.2013 г. для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Заказчиком установлена оценочная шкала в соответствии с требованиями п.29 указанного Постановления Правительства РФ N1085 от 28.11.2013 г., где указано, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае, если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя. В целях корректировки с учетом коэффициента значимости, Заказчиком использована формула в соответствии с п.23 Постановления Правительства РФ N1085 от 28.11.2013 г., в рамках которой в качестве значения Ki и Кmах рассматривается соответствующая балльная оценка предложения участника. Включение такого квалификационного критерия как "Текущая платежеспособность" основано на требованиях к финансовой устойчивости страховщиков, используемых ПАО Сбербанк и ПАО Банк ВТБ 24. Текущая платежеспособность характеризует наличие финансовых ресурсов, а именно, способность страховой компании своевременно и полностью выполнить свои платёжные обязательства. Указанные выше требования содержат требования к показателю. Для рассмотрения наличия финансовых ресурсов у участника закупки применен критерий оценки как "Рентабельность собственного (уставного) капитала". Данный показатель характеризует эффективность использования уставного капитала и показывает сколько чистой прибыли приходится на рубль уставного капитала. Высокое значение (100% и более) свидетельствует об успешной деятельности компании на рынке, что снижает риски для страхователя, успешно функционирующая компания не будет являться субъектом санкций Банка России (как регулирующего органа на рынке финансовых услуг), в частности, связанных с отзывом или ограничением действующих лицензий на осуществление страховой деятельности. Стоимость основных фондов рассматривает наличие материально-технических ресурсов у участника в денежном выражении по данным бухгалтерского баланса. Оценивается значение строки 1120 Бухгалтерского баланса страховщика (форма N1- страховщик). В данную строку отчетности включается балансовая стоимость таких материально-технических ресурсов, как здания, вычислительная техника, оборудование систем связи, транспортные средства, машины и оборудование, оргтехника, а также иных. При осуществлении закупки услуг "ОСАГО" необходимо также рассмотреть опыт оказания аналогичных услуг. Ярко характеризующим страховщика показателем является "Доля ОСАГО в страховом портфеле участника закупки". Значительная доля вида страхования, являющегося предметом закупки, свидетельствует о наличии опыта оказания услуг, достаточной управленческой компетенции, наличии квалифицированного персонала, системы сопровождения договоров и урегулирования убытков. Для рассмотрения деловой репутации участника, в конкурсной документации установлен критерий - "Уровень отказов в выплате". Высокий уровень отказов в страховом возмещении представляет деловую репутацию участника закупки в негативном свете, свидетельствует о желании минимизировать объем выплачиваемого возмещения. Также значительный процент отказов может служить косвенным признаком неудовлетворительного финансового состояний страховщика, прибегающего к способам решений финансовых проблем за счет ухудшения деловой репутации.
Таким образом, критерии оценки, установленные в конкурсной документации в полном объеме, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085. На основании вышеизложенного, представитель заказчика просит признать жалобу АО "Согаз" необоснованной; отменить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения государственного контракта.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе АО "Согаз", включая дополнение к жалобе, выслушав представителя заявителя, заказчика, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
12.02.2018 г. 10:30 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован открытый конкурс N0304100006918000016 "Услуги ОСАГО" (извещение о проведении открытого конкурса - 12.02.2018 г. 10:30 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 1 481 913,8 рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок (по местному времени) - 12.02.2018 г. 14:00 ч.; Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени) - 05.03.2018 г. 12:00 ч.; Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени) - 05.03.2018 г. 12:00г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 01.02.2018 г. в 10:15 ч.; Место вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам - Российская Федерация, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик , ул. Шалушкинская, 1 "А". Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) - 05.03.2018 г.
На участие в открытом конкурсе были поданы 4 заявки, что подтверждается протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 05.03.2018 г.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цену контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с данным федеральным законом.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правил), в п.3 Правила которых закреплено, что оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Этим же пунктом Правил для применения введены следующие термины:
значимость критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, выраженный в процентах;
коэффициент значимости критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, деленный на 100;
рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки, и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (п.10 Правил).
П.11 Правил определено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Именно на основе критериев, указанных в конкурсной документации, согласно ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе для выявления победителя конкурса конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены.
Общее требование к оценке по нестоимостным критериям (показателям) предусмотрено п.20 Правил. Такая оценка осуществляется в порядке, установленном п.21 - 24 Правил, за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" п.25 Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки.
П.21 - 24 Правил для отдельных случаев предусмотрены различные формулы, по которым определяется количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
Исходя из названных норм установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки, и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, но Закон о контрактной системе и Правила не допускают возможности выбора заказчиком произвольной шкалы предельных величин значимости показателей оценки, не устанавливающей интервалы их изменений, или порядка их определения.
Из содержания п.29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического вычисления.
Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в его ст.1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В конкурсной документации для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" заказчиком установлены следующие показатели оценки критерия как "Текущая платежеспособность", "Рентабельность собственного (уставного) капитала", "Стоимость основных фондов на 31.12.2016 г.", "Доля ОСАГО в страховом портфеле участника закупки", "Уровень отказов в выплате".
Согласно п.27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а)квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б)опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в)обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г)обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д)деловая репутация участника закупки.
Заказчиком установлена оценочная шкала в соответствии с требованиями п.29 Правил, где указано, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае, если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя. В целях корректировки с учетом коэффициента значимости, заказчиком использована формула в соответствии с положениями Правил.
Отсутствие в конкурсной документации формулы, по которой участник должен осуществить расчет стоимости основных фондов по данным Бухгалтерского баланса (форма 1-страховщик) за 2016 г., не привело к ограничению количества участников закупки, более того, не затруднило предоставить стоимость основных фондов по данным Бухгалтерского баланса (форма 1-страховщик) за 2016 г., так как в заявках на участие в конкурсе, включая заяву АО "Согаз", содержатся данные Бухгалтерского баланса (форма 1-страховщик) за 2016 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" необоснованной.
2.Отменить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения государственного контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 марта 2018 г. N 05-89-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2018