Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Леонтьевой Л.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) уведомляет о поступлении в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области заявления ЗАО "Виру-Екатеринбург" об отзыве жалобы на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку антибиотиков (изв. N0369300006318000023) и о прекращении рассмотрения жалобы заявителя по существу.
В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, отозвавшее жалобу, не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе при поступлении информации о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок антимонопольный орган вправе провести внеплановую проверку действий заказчика на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
Исходя из содержания подпунктов "е", "ж" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380, при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.); количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с техническим заданием аукционной документации заказчику требуются такие лекарственные препараты как, например, "Цефтриаксон" в форме порошка, с дозировкой 1 г, во флаконах в/в и в/м N 50, в количестве 60 упак.; "Ампициллин + Сульбактам" в форме порошка для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, с дозировкой 1000 мг+500 мг, во флаконах N 1, в количестве 800 флак. и т. д.
Фактически заказчиком в техническом задании установлены требования к форме выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата, а также требования поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата. При этом, аукционная документация не содержит обоснования необходимости указания таких характеристик.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, подпунктов "е", "ж" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380.
2. В нарушение пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона, пункте 20 информационной карты аукциона установлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 ограничения допуска лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств.
Так, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 применяется только в том случае, если предметом одного контракта (одного лота) являются включенные в Перечень лекарственные препараты с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием.
Согласно материалам дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственных препаратов с несколькими международными непатентованными наименованиями. В данном случае, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 не подлежит применению.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 26 Информационной карты аукциона не отражены установленные пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования, соответствие которым должен продекларировать участник закупки в составе заявки.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком в подпункте "б" пункта 7.2 проекта контракта установлено условие о предоставлении участником при поставке товара, в том числе сертификатов соответствия.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения (раздел 9300) включены в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (далее - Перечень).
Фактически содержащееся в подпункте "б" пункта 7.2 проекта контракта условие о наличии у поставщика сертификата соответствия является неправомерным и, как следствие, может привести к невозможности предоставления указанного документа при поставке товара.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
5.1. Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Как установлено материалами дела, рассматриваемая закупка проводится заказчиком без установления предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе ограничения в отношении участников, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 497 120,29 рублей. Соответственно, заказчик в отношении поставщика должен установить размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту с учетом требований подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Вместе с тем, заказчиком в пункте 6.6 проекта контракта прописано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 3%* от цены контракта (так как цена контракта не превышает 3 млн. руб.), что составляет ________________ руб. _______ коп. и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Фактически заказчиком в пункте 6.6 проекта контракта установлен ненадлежащий размер штрафа, начисляемого поставщику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
5.2. Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 10 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом, законодательством Российской Федерации не предусмотрена формула расчета пени, начисляемой поставщику (подрядчику, исполнителю) за просрочку исполнения обязательства по контракту.
Однако, в пункте 6.7 проекта контракта указано, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С и т. д.
Фактически заказчиком в пункте 6.7 проекта контракта установлен ненадлежащий размер пени, начисляемой поставщику за просрочку исполнения обязательств по контракту. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком частей 4, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 10 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Вместе с тем, с учетом того, что выявленные нарушения не повлияли на результаты аукциона, а также с учетом заявления ЗАО "Виру-Екатеринбург" об отзыве жалобы, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при направлении проекта контракта победителю закупки.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 33, частей 4, 7, 8 статьи 34, пункта 7 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, подпунктов "е", "ж" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380, подпункта "а" пункта 3, пункта 10 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
2. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Л.С. Леонтьева
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2018 г. N 102-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2018