Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 22 марта 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Медортопедика" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку рентгенохирургических расходных материалов для выполнения чрескожных коронарных вмешательств (изв. N 0869200000218000276) в присутствии:
- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" (далее - заказчик, ГБУЗ "ЧОКБ") Демидовой Е.В., Архангельской О.О., Кочневой В.Д., действующих на основании доверенностей от 29.12.2017, от 20.03.2018;
- представителей Государственного казенного учреждения Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченный орган) Яковенко Я.А., Пичуговой Т.В., Мишина И.В., действующих на основании доверенностей от 15.02.2018 N 07, от 15.02.2018 N 05, от 05.10.2017 N 32,
в отсутствие представителей ООО "Медортопедика" (далее - заявитель, Общество),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.03.2018 поступила жалоба ООО "Медортопедика" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку рентгенохирургических расходных материалов для выполнения чрескожных коронарных вмешательств (изв. N 0869200000218000276) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган объявили о проведении аукциона путем опубликования 27.02.2018 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 3 767 649,90 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 15.03.2018 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики товара, которым соответствует только медицинское изделие "PROMUS Element", выпускаемое компанией "Boston Scientific Corporation". Как считает заявитель, данное обстоятельство свидетельствует об ограничении заказчиком конкуренции.
2. Заказчиком в проект контракта не включено предусмотренное пунктом 13 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 условие о том, что при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 8 настоящего приказа, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в прилагаемом Перечне, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
1. Установленным в техническом задании аукционной документации требованиям соответствует медицинское изделие, производимое компанией "Abbott Vascular" (США).
2. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность заказчика по указанию в контракте условия, предусмотренного пунктом 13 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к закупаемым товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к информационной карте аукционной документации (техническое задание), в том числе обозначены следующие характеристики.
N |
Наименование товара |
Технические характеристики |
1 |
Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное вещество |
Лекарственное вещество: эверолимус. Толщина балки стента не более 0,0032". Профиль кончика не более 0,017". |
По мнению ООО "Медортопедика", указанным характеристикам соответствует исключительно медицинское изделие "PROMUS Element", производимое компанией "Boston Scientific Corporation" (США).
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, свидетельствующие о безосновательном установлении заказчиком требований к товару, а также об отсутствии иных производителей, осуществляющих выпуск медицинских изделий с характеристиками, установленными в техническом задании. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение того, что товары с характеристиками, указанными в техническом задании, производятся исключительно компанией "Boston Scientific Corporation" (США).
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, требованиям технического задания соответствует также медицинское изделие "Xience Expedition" производства компании "Abbott Vascular" (США). Указанный факт подтверждается выдержкой из инструкции по применению данного медицинского изделия.
При этом, заявителем в материалы дела не представлено каких-либо документов, опровергающих факт соответствия указанного медицинского изделия требованиям технического задания.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о соответствии требованиям аукционной документации только одного медицинского изделия "PROMUS Element" производства компании "Boston Scientific Corporation" (США), а также о наличии в действиях заказчика признаков нарушения статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Медортопедика" об ограничении заказчиком конкуренции является необоснованным.
2. Как считает заявитель, действия заказчика по неустановлению в проекте контракта условия, предусмотренного пунктом 13 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, являются неправомерными.
Исходя из содержания части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 утвержден перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). В данный Перечень включены, в том числе закупаемые заказчиком стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное вещество, с кодом по ОКПД2 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие".
Заказчиком в соответствии с требованиями пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе установлены предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно пункту 13 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, в случае если в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров, при исполнении контракта не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в прилагаемом Перечне, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке поданы заявки, содержащие предложения о поставке товаров иностранного происхождения. Соответственно, пункт 13 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 не подлежит применению.
Более того, ООО "Медортопедика" в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов Общества и иных участников закупки, в связи с отсутствием в проекте контракта условия, предусмотренного пунктом 13 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.
С учетом совокупности указанных обстоятельств, данный довод заявителя является необоснованным.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Медортопедика" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку рентгенохирургических расходных материалов для выполнения чрескожных коронарных вмешательств (изв. N0869200000218000276) необоснованными, ввиду недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 марта 2018 г. N 129-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018