Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
" " - главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
" " - главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
" " - ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления,
в присутствии:
- представителя Заказчика,
в отсутствии:
- представителя заявителя,
рассмотрев жалобу ООО "Латрек" (ИНН: 7204142888) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская Окружная Клиническая Больница" (ИНН: 8901004862) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Поставка катетеров для обеспечения рентгенэндоваскулярных операций в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю "сердечно-сосудистая хирургия""начальная (максимальная) цена контракта - 892 840,00 рублей (извещение N 0190200000318001261http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии спунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителяна действия Заказчика.
Предмет закупки - Поставка катетеров для обеспечения рентгенэндоваскулярных операций в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю "сердечно-сосудистая хирургия";
Дата и время начала подачи заявок 20.02.2018 17:43;
Дата и время окончания подачи заявок 06.03.2018 08:00;
Начальная (максимальная) цена контракта - 892 840,00 рублей;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
1. Заказчик при формировании плана графика и документации об электронном аукционе нарушил правила, определенные постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчик, не установил в проекте государственного контракта ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель от Заказчика с доводами Заявителя не согласен, были представлены письменные возражения на жалобу, в которых просит признать жалобу необоснованной.
1. В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога товаров) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров).
Пунктом 4 Правил формирования каталога товаров установлено, что формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно п.13 Правил, в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) включается в том числе следующая информация:
а) потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:
в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ);
в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
б) информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации;
в) при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В соответствии с п. 2 Правил каталог используется:
1) для обеспечения единообразного указания наименований товаров (работ, услуг), в том числе:
- в плане и плане-графике закупок;
- в формах обоснования закупок товаров (работ и услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок;
- в извещении об осуществлении закупки;
- в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
- в документации о закупке;
- в контракте и реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- в отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;
- в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил при планировании и осуществлении закупок заказчики обязаны использовать информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней датой начала обязательного применения. Таким образом, при планировании и осуществлении закупок наименование и описание товара (работы, услуги), обозначение его количества указываются в соответствии с позициями каталога.
В настоящее время каталог товаров содержит позицию "Катетер баллонный для коронарной ангиопластики", с обязательным применением данной позиции каталога с 1.01.2018 года.
Таким образом, руководствуясь пунктом 4 Правил использования каталога товаров при осуществлении закупки товара, Заказчик должен был указать позицию товара в соответствии с каталогом, что свидетельствует об обоснованности довода заявителя.
В действиях Заказчика, установившим объект закупки, без учета позиции каталога, нарушают части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в проекте контракта не установлены запреты в соответствии с Приказом N 155.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом N 155 установлен порядок предоставления преференций участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.
Согласно пункту 3 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего Приказа N 155.
Согласно пункту 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
При этом пунктом 10 Приказа N 155 установлено, что в контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, окончательном предложении, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.
В соответствии с пунктом 13 Приказа N 155 страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
В соответствии ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, до заключения контракта Заказчик не может определить товар какой страны происхождения предложит участник закупки, соответственно установление Заказчиком указания на страну происхождения в проекте контракта будет неправомерно. После определения победителя закупки, документом, подтверждающим страну происхождения товара, может считаться любой документ, содержащий информацию о стране происхождения товара.
Следовательно, так как, предметом закупки электронного аукциона являются товары, которые не входят в перечень товаров, указанных в Приказе Минэкономразвития N 155, то не установление в проекте государственного контракта ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств не требуется.
Довод заявителя не находит своего подтверждения и не обоснован.
Комиссия пришла к выводу о том, что Аукционная документация не соответствует обязательным требованиям Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе.
Также на Комиссии отмечено, не соблюдение порядка описания объекта закупки не привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона. Также отмечено, что при подаче жалобы Заявитель не представил документального подтверждения о нарушении его прав (ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе), кроме того, в случае, если Заявителю были непонятны какие-либо положения аукционной документации, он имел право подать запрос о разъяснении положений документации о закупки. Однако, Заявитель не воспользовался данным правом.
Таким образом, документация об аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что не соблюдение Заказчиком порядка описания объекта закупки не привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона, Комиссия пришла к выводу о возможности предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Латрек" (ИНН: 7204142888) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская Окружная Клиническая Больница" (ИНН: 8901004862) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Поставка катетеров для обеспечения рентгенэндоваскулярных операций в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю "сердечно-сосудистая хирургия""начальная (максимальная) цена контракта - 892 840,00 рублей (извещение N 0190200000318001261http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651)http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printFor m/view.html?printFormId=29963651http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/pr intForm/view.html?printFormId=29963651http://zakupki.gov.ru/epz/order/not ice/printForm/view.html?printFormId=29963651, частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание о внесение изменений в аукционную документацию не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: " "
" "
" "
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 марта 2018 г. N АР/948
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018