Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
" " - и.о. руководителя Управления,
Членов Комиссии:
" " - главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
" " - ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления,
в присутствии:
- представителя Заказчика,
в отсутствии:
- представителя заявителя,
рассмотрев жалобыООО "Перспектива"(г. Самара; ИНН " " ) (далее - Заявитель 1), ООО "Недра Сибири" (г. Улан-Удэ)(далее - Заявитель 1),на действия Заказчика - ЗаказчикаМУ "Дирекция муниципального заказа"(г. Ноябрьск; ИНН: 8905027532) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Сооружение очистки подземных вод на водозаборе мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьск, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы", начальная (максимальная) цена контракта - 26 576 115,00 рублей (извещение N 0190300003718000069http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителяна действия Заказчика.
Предмет закупки - "Сооружение очистки подземных вод на водозаборе мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьск, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы";
Дата и время начала подачи заявок 20.02.2018 10:25;
Дата и время окончания подачи заявок 13.03.2018 09:00;
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 576 115 рублей 00 копеек;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Заявители считают, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
1. В аукционной документации не установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, что не соответствует подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства N 570.
2. Заказчиком в проекте контракта не установлен штраф в соответствии с новым п. 4.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, он составляет 5% стоимости указанных работ.
3. Указанные Заказчиком условия изменения контракта в 6.1, 6.2 проекта контракта не соответствуют ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в аукционной документации отсутствует проектная документация, которая является неотъемлемой частью аукционной документации и содержит все необходимые технические и функциональные требования к выполняемым работам.
5. Заказчиком в проекте контракта не предусмотрена поэтапная оплата за выполненные работы.
Представитель от Заказчика с доводами Заявителя не согласна, были представлены письменные возражения на жалобу, в которых просит признать жалобу необоснованной.
1. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, Пунктом 1.3. проекта муниципального контракта установлено, что виды работ, установленные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570 в рамках настоящего муниципального контракта Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему муниципальному контракту в объёме не менее 15% от цены контракта в соответствии со сметной документацией (локальные сметы N 1 ,N 2, N3) (приложение N 3 к контракту).
Комиссия пришла к выводу, чтоперечень работ, объем и стоимость работ согласно постановлению Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 установлены приложением N 1 к документации об электронном аукционе, а именно: локальными сметами N 1, N 2, N 3. Доводы Заявителя 1 и Заявителя 2 не подтверждаются.
2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства N 1042 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 2 Правил установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Пунктами 6.3 - 6.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту устанавливается в соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона, согласно которому правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, Исполнителем, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.
6.4. В случае несвоевременного выполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных в Контракте, Исполнитель обязуется выплатить Заказчику пени.
6.5. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
6.6. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа составляет 5000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.
6.7. Общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта".
Изучив проект контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены надлежащим образом условия и порядок начисления штрафов за ненадлежащее исполнения условий контракта подрядчиком в соответствии с положениями пунктов 3, 5, 6 Правил, а также отмечает, что постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 на которое ссылается Заявитель 1 признано утратившим силу с 9 сентября 2017 г.
Таким образом, довод Заявителя 1 не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Изучив проект контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе определяет случаи изменения условий контракта, путем изменения существенных условий контракта, тогда когда статья 6 проекта муниципального контракта "Обстоятельства непреодолимой силы" не является существенным условием контракта.
Более того, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе предусматривает изменение условий контракта путем заключения дополнительного соглашения, тогда когда пункт 6.2. проекта муниципального контракта не подразумевает заключение каких-либо дополнительных соглашений.
Таким образом, довод Заявителя 1 не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закона о контрактной системе.
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно статье 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
По договору подряда на выполнение проектных работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком (пункт 1 статьи 759 ГК РФ).
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Размещенная Заказчиком документация об электронном аукционе содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ, а именно:
1) архитектурно-строительная часть со спецификацией элементов (приложение N 1 к документации);
2) технологическая схема спецификацией основного оборудования (приложение N 1 к документации);
3) автоматизация технологических процессов (приложение N 1 к документации);
4) локальные сметы N 1, N 2, N 3, N 4 (приложение N 1 к документации).
При этом размещенная проектно-сметная документация (приложение N 1 к документации) содержит: наименование работ и единицу измерения, объем работ, стоимость материалов за единицу материала, стоимость работ, а также спецификацию материалов с характеристиками и в полном объеме позволяет участнику формировать свое предложение для участия в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что документация размещенная Заказчиком позволяет определить объем, виды закупаемых работ. Также на комиссии отмечено, что предметом закупки и проекта муниципального контракта не является строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства.
Предметом закупки и проекта муниципального контракта является выполнение технологических мероприятий направленных на выполнение пусконаладочных работ для ввода объекта в эксплуатацию, что подтверждается техническим заданием (приложение N 2 документации об электронном аукционе).
Таким образом, объектом закупки извещение N 0190300003718000069 не является строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, следовательно, нормы ст. 52, ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации на данную закупку не распространяются.
При таких обстоятельствах довод жалобы признается необоснованным.
5. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Изучив проект контракта документации об Аукционе, Комиссией установлено, что в соответствии с условиями проекта муниципального контракта подрядчик выполняет работы: с момента подписания контракта по 30.04.2018, то есть в один этап (п. 1.4. контракта).
Начальная (максимальная) цена этапа составляет 26 576 115,00 рублей.
Согласно пункту 2.8. проекта муниципального контракта расчеты за выполненные работы осуществляются в следующем порядке: по окончании работ Подрядчик предоставляет Заказчику справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 11 ноября 1999 года N100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" составленную на основании акта о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2, а также документы необходимые для оплаты (счета-фактуры (для плательщиков НДС), акты сверки взаимных расчетов).
Таким образом, проектом муниципального контракта установлен один этап работ (п. 1.4. проекта контракта), условие оплаты такого этапа работ установлено муниципального контракта (п. 2.8. проекта контракта), соответственно установления оплаты за выполненные работы в проекте контракта не требуется.
При таких обстоятельствах довод жалобы признается необоснованным.
Таким образом,Комиссия пришла к выводу о том, что Аукционная документация соответствует обязательным требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Перспектива" (г. Самара; ИНН 6317115266), ООО "Недра Сибири" (г. Улан-Удэ), на действия Заказчика -МУ "Дирекция муниципального заказа" (г. Ноябрьск; ИНН: 8905027532) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Сооружение очистки подземных вод на водозаборе мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьск, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы", начальная (максимальная) цена контракта - 26 576 115,00 рублей (извещение N 0190300003718000069), необоснованными.
Председатель Комиссии: " "
Члены Комиссии: " "
" "
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
" "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 марта 2018 г. N 04-01/100-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018